Послание врио Губернатора Кировской области Законодательному Собранию о социально-экономическом положении Кировской области

10.06.2014

Уважаемые депутаты Законодательного собрания, главы органов местного самоуправления, руководители предприятий и общественных организаций Кировской области, приглашенные!

Сегодня я в очередной раз представляю послание о социально-экономическом развитии Кировской области. Несмотря на то, что Послание это ежегодный документ, ежегодное выступление мы при его подготовке никогда не ограничивались годовым планированием и всегда смотрели на гораздо бОльшую перспективу. Вот и сегодня я планирую говорить о задачах и планах, которые стоят перед нашей областью как минимум в 5-летнем горизонте.

Введение

Но сначала, коротко остановлюсь на результатах решения тех задач, которые Правительство Кировской области и я, как Губернатор, ставили перед собой в Послании на 2013 год. Коротко, потому что с подробным отчётом о работе Правительства я уже выступал на апрельском заседании областного парламента.

В перечне основных задач, которые мы поставили перед собой на 2013 год, основной блок отводился социальной политике. Среди ее приоритетов – улучшение демографической ситуации в регионе, социальная поддержка многодетных семей, повышение качества оказания медицинской помощи, модернизация региональной системы дошкольного образования.

Анализируя то, что было сделано, можно с уверенностью говорить, что год был не простой, но достаточно результативный.

В 2013 году достигнуты лучшие демографические показатели за последние 20 лет: наблюдался рост рождаемости и снижение общей смертности, естественная убыль населения по сравнению с 2009 годом сократилась более чем в два раза.

Темп роста ввода жилья в Кировской области в 2013 году значительно превысил среднее значение по Российской Федерации – 105,6% . За 2013 год было введено 487,1 тыс. кв. м. жилья, что на 19,1% превышает уровень 2012 года и является также лучшим показателем за 20 лет. По итогам текущего года планируется, что ввод жилья составит 530 тыс. кв. м.

Темп роста инвестиций в прошлом году также превысил темп роста инвестиций по Российской Федерации. В 2013 году по полному кругу предприятий вложено около 57 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что почти на 8% превышает аналогичный период прошлого года, в то время как по Российской Федерации вложения инвестиций в экономику страны сохранены на уровне предыдущего года.

Проведена огромная работа в плане повышения заработной платы работников здравоохранения, образования, работникам учреждений социального обслуживания населения. По итогам 2013 года заработная плата в данных отраслях выросла в на 20-30%.

Кроме того, продолжена деятельность, направленная на создание условий для развития физической культуры и спорта, популяризацию массового и профессионального спорта и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям спортом.

Заявленный в прошлогоднем Послании проект Волонтеры информационного общества позволил сделать 2013 год для Кировской области по-настоящему прорывным с точки зрения обучения компьютерной грамотности. Было обучено более 12000 кировчан и жителей области, организовано обучение на более чем 200 площадках. В 2014 году проект «Волонтеры информационного общества» благодаря совместным, скоординированным усилиям органов власти Кировской области и органов местного самоуправления получит динамичное развитие – планируется обучить уже 40 тысяч жителей региона.

Как вы знаете, истекший год характеризовался серьезным изменением макроэкономической ситуации как в Российской Федерации и мировой экономике в целом, так и в Кировской области, отмечается замедление темпов роста основных макроэкономических показателей. Тем не менее, по большинству направлений нам удалось добиться позитивных результатов.

БЛОК 1. УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА

Реализация «майских» указов Президента РФ

В числе нашего безусловного приоритета было и остаётся выполнение майских указов Президента страны. Напомню, два года назад, 7 мая 2012 года, Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал 11 указов, в которых обозначены основные направления изменений в социальной политике, совершенствования системы здравоохранения, образования, решения проблем доступного жилья и других. В указах установлены конкретные целевые показатели, касающиеся уровня жизни населения, здоровья граждан, повышения заработной платы работников бюджетной сферы.

В целях выполнения поставленных задач и целевых индикаторов, предусмотренных Указами Президента, в Кировской области разработаны и утверждены Планы основных мероприятий по их реализации, «дорожные карты» повышения эффективности и качества услуг в сферах культуры, образования, здравоохранения, социального обслуживания населения и строительства. Создана комиссия по мониторингу достижения показателей социально-экономического развития области.

В качестве основного инструмента реализации Указов Правительство области планирует использовать государственные программы, Стратегии и Программы социально-экономического развития.

В соответствии с данными документами, в рамках реализации «майских» указов Президента РФ Правительством области планируется:

К 2016 году обеспечить 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. В 2013 году охват детей этого возраста дошкольным образованием составил 97,9%.

К 2018 году:

довести среднюю заработную платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в регионе;

довести среднюю заработную плату врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200% от средней заработной платы в регионе;

снизить смертность от болезней системы кровообращения, от новообразований (в том числе от злокачественных), от дорожно-транспортных происшествий, младенческую смертность.

К 2020 году необходимо более чем в 1,5 раза относительно уровня 2011 года увеличить производительность труда; увеличить общий объем ввода жилья до 1250 тыс. кв. метров, объем ввода жилья экономического класса – до 1000 тыс. кв. метров. Напомню, что за последние 5 лет в области построено 2 млн. кв. м жилья, что почти на четверть больше, чем за предыдущие 5 лет.

Что касается показателей снижения смертности в регионе, то уже сейчас в регионе достигнуты одни из самых лучших показателей по снижению младенческой смертности в Российской Федерации. По итогам 2013 года естественная убыль населения снизилась на 11,4%, ожидаемая продолжительность жизни возросла с 69,8 до 70,3 лет; миграция сократилась на 3,6%. Смертность детей на первом году жизни за 2013 год снизилась на 21% и составила 5,6 на 1 тыс. живорожденных, что является одним из лучших показателей в нашей стране.

Уважаемые депутаты! Убежден, главной задачей всех органов власти Кировской области должна быть забота о человеке, забота о жителях нашего региона, вне зависимости от того где они проживают – в областном центре, в центре муниципального района, городском округе или в небольшом поселении. Мы должны стремиться к максимальному удовлетворению потребности населения нашего региона, к учету их пожеланий и запросов. Именно поэтому мы столько внимания уделяем развитию социальной сферы в широком смысле этого слова.

БЛОК 2. КОМПЛЕКСНЫЕ ТЕМЫ

Развитие здравоохранения

Продолжают оставаться ключевыми вопросы здравоохранения. Главными задачами в этой сфере на следующие 5 лет остается обеспечение доступности и качества медицинской помощи, в том числе для сельского населения, проведение активной работы по формированию приверженности к здоровому образу жизни у населения области, реализация мероприятий по диспансеризации определенных групп взрослого населения.

Для нас всегда важным направлением работы было обеспечение доступности медпомощи для сельского населения. В ближайшие 2 года ключевую роль здесь должна сыграть стартовавшая в этом году программа строительства фельдешрско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики. Буквально вчера в Кирово-Чепецком районе был открыт первый новый фельдшерско-акушерский пункт. Всего до конца 2015-го их будет построено 65 в 29 районах области, а также 7 офисов врачей общей практики. По Программе модернизации здравоохранения в минувшие годы уже было отремонтировано 80 ФАПов и 95 отделений врачей общей практики. Новые объекты будут построены там, где ФАПы и офисы врачей общей практики находятся в ветхих здания. Таким образом, благодаря этой Программе мы сможем в небольших деревнях и селах создать все необходимые условия для оказания первичной медико-санитарной помощи.

При этом мы будем активно продолжать и развивать такие направления работы, как «Десанты здоровья», стоматологические десанты, выезды бригад-врачей-специалистов с использованием мобильных диагностических комплексов.

Безусловно улучшения материально-технического состояния требуют и большие медицинские объекты, где оказывается уже специализированная помощь большому количеству граждан. И здесь у нас тоже есть определенные планы, которые уже начинают претворяться в жизнь. В ближайший год планируется строительство хирургического корпуса Нолинской ЦРБ, которая сегодня является межрайонным центром и обслуживает население нескольких районов.

Одним из шагов по дальнейшему улучшению демографической ситуации в области должно стать строительство современного родильного дома в одном из районов области, который стал бы межрайонным центром. Ведь положительные результаты по демографии, снижению младенческой смертности являются прямым следствием эффективной работы нашего Перинатального центра.

Развитие детского здравоохранения для нас также приоритет. Уже много сил и средств вложено в улучшение материально-технической базы нашей детской областной больницы, детского диагностического центра и вот теперь в ближайших планах создание первого в области реабилитационного центра для детей «Ивкинка». Где наши маленькие жители области смогут восстанавливаться после тяжелых заболеваний и травм.

Центральным элементом сбережения здоровья наших жителей должна стать проводимая уже второй год всеобщая диспансеризация населения. При этом мало выявить заболевания на ранних стадиях, необходимо еще и обеспечить их лечение, а самое главное - вовлечь пациента в активное сотрудничество с врачом. Как вы знаете для этих целей в 2013-м году в пилотном режиме не только для Кировской области, но и для всей России мы запустили программу лекарственного страхования. Областной бюджет компенсирует гражданам 90% стоимости препаратов, которые жизненно необходимы при ишемической болезни сердца и гипертонической болезни. По итогам первого года реализации проекта на 24% снизилось количество вызовов скорой медицинской помощи, на 27% уменьшилось число госпитализаций в стационар с круглосуточным пребыванием, на 9% уменьшилось число дней временной утраты трудоспособности по поводу болезней системы кровообращения, на 22 % уменьшился показатель первичного выхода на инвалидность. И самое главное в сравнении с прошлым годом снижение смертности от болезней системы кровообращения в г. Слободском и Слободском районе, которые как раз и стали пилотными территориями, составило 27%, что в 4 раза превышает значительно превышает среднеобластной темп. На 30% снизилась смертность от инфарктов.

Сейчас в проекте участвуют 11 муниципальных образований. С учетом первых результатов проекта мы намерены расширить его географию на всю область.

Строительство и реконструкция медицинских учреждений не принесут ожидаемого эффекта без одновременного решения кадровой проблемы. В новых зданиях, на новом оборудовании должны работать квалифицированные кадры и их должно быть достаточно. Для решения дефицита медицинских работников будут продолжены программы по социальной поддержке врачей, по привлечению молодых кадров, в первую очередь, конечно же, выпускников Кировской медакадемии.

Принципиально важным для нас является сохранение положительных демографических тенденций. Мы все прекрасно понимаем, что в ближайшие годы в области, как и в России, резко сократится количество потенциальных матерей. И здесь особую значимость приобретает поддержка рождения вторых, третьих и последующих детей. Уже сейчас первые дети составляют всего 42%, хотя три года эта доля была 54%.

Как вы знаете, с 2013-го года нами была введена такая мера поддержки как региональный материнский капитал. За это время выплачено 270 млн. рублей на 2265 третьих детей, 426 четвертых и 218 пятых и последующих детей. Изначально программа регионального материнского капитала была рассчитана до конца 2014-го года, но с учетом ее положительных результатов, реальным ростом количества третьих родившихся детей считаю необходимым продолжить ее, как минимум, до конца 2016-го года. Поручаю Правительству подготовить соответствующий законопроект.

Также в плане улучшения демографической ситуаций, по нашей оценке, важным является фактор социального одобрения, если так можно сказать, социальной моды на то, чтобы иметь 2-х, 3-х, 4-х детей. Именно для этого, для популяризации материнства и многодетных семей мы учредили региональный праздник День ребенка, который станет ежегодным.

Другой запущенный нами проект в плане поддержки многодетных семей – «Продуктовая карта» также даёт свои результаты. Напомню, в рамках проекта семьи ежемесячно получают денежные средства для приобретения продуктов питания кировских товаропроизводителей. Таким образом, проект направлен и на поддержку нашей пищевой промышленности. А с учетом требований ВТО по сокращению прямой поддержки аграрной отрасли, «Продуктовая карта» в перспективе может стать одним из основных инструментов поддержки наших товаропроизводителей. Проект стартовал в октябре прошлого года в городе Кирове. За полгода было выдано около 1600 карт, в проекте участвует 67 магазинов, около 40 товаропроизводителей. С учетом положительного опыта нами уже принято решение о запуске «Продуктовой карты» с 1 октября в Слободском, Кирово-Чепецке и Омутнинске. Считаю, что в 5-летней перспективе проект должен быть распространен на всю область. А также поручаю проработать вопрос о том, чтобы увеличить финансирование и охват населения этим проектом, в том числе, за счет того, чтобы придать целевой характер другим социальным выплатам.

Одним из главных направлений остается проведение активной работы по формированию приверженности к здоровому образу жизни у населения области. Мы будем продолжать нашу политику по созданию условий для занятий спортом, внедрению правил здорового питания, а также определенному расширению запретительных мероприятий, которые дают неплохой результат в антиалкогольной политике. В частности, считаю необходимым в ближайшее время рассмотреть вопрос о запрете продажи на территории области слабоалкогольных коктейлей и энергетиков, которые представляют серьезную опасность для здоровья нашей молодежи.

Развитие физкультуры и спорта

Уважаемые депутаты!

Вопросы здоровья неразрывно связаны с темой здорового образа жизни, занятий спортом и физкультурой. Я думаю, все согласятся с тем, что за прошедшие 5 лет в нашем регионе был сделан прорыв в плане развития спортивной инфраструктуры. Причём, это работа не ограничивалась только строительством новых крупных объектов (причем не только в областном центре, но и в районах области), но и включала в себя, например, программу по массовому ремонту муниципальных спортивных сооружений. Таким образом, мы старались сделать спорт в Кировской области максимально доступным для всех. С этой целью, например, реализовывались занятия по бесплатным занятиям физкультурой для пожилых людей.

И несмотря на все достигнутые успехи мы не намерены останавливаться на достигнутом. Только с момента моего последнего выступления перед Законодательным собранием с отчетом о работе Правительства в Кирове был открыт новый тренировочный каток, в Омутнинске пусть с отставанием и проблемами, но завершается строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с лыжероллерной трассой. Полным ходом идут работы по реконструкции лыжно-биатлонного комплекса «Перекоп».

А уже в самое ближайшее время мы рассчитываем заручиться поддержкой федерального министерства по спорту и приступить к строительству шести новых физкультурно-оздоровительных комплексов в Нолинске, Демьяново, Сосновке, Зуевке, Советску и Лузе и двух бассейнов в Слободском и Кирсе.

А в целом я ставлю перед собой и правительством задачу до 2020-го построить физкультурно-оздоровительные комплексы во всех столицах муниципальных образований Кировской области. Причем, в ряде случаев мы будем говорить о строительстве ФОКов со льдом или бассейном. Это действительно серьезная и масштабная задача и сама ее постановка свидетельствует о том, сколько внимания мы уделяем вопросам здорового образа жизни, развития детского спорта.

В Кировской области должны быть созданы такие условия, чтобы все желающие могли заниматься спортом, чтобы занятия физкультурой стали действительно массовыми и доступными. В частности, для этого мы реализуем программу по строительству 60 уличных спортивных площадок с тренажерами. Площадки с тренажерами будут построены по всей области и заниматься на них смогут все желающие.

При этом, я неоднократно говорил, что строительство спортивных объектов – это только половина задачи. Необходимо, чтобы эти объекты наполнялись жизнью, чтобы в них проходили спортивные соревнования, в спортивных секциях занимались дети. Я с радостью отмечаю, что в наших новых объектах кипит – во Дворце единоборств, бассейне «Быстрица», Ледовом дворце в Кирово-Чепецке действительно кипит жизнь. Но нам постоянно надо искать новые формы. Я поручаю управлению по физической культуре и спорту разработать такие форматы, в частности, считаю необходимым запустить в Кирове массовую программу обучения школьников начальных классов плаванию. Это позволит укрепить здоровье наших детей, привить им тягу к спорту и здоровому образу жизни. Считаю, что в пилотном режиме программа должна заработать уже с 1 сентября этого года.

Все принимаемы нами меры должны привести к тому, что к2020 году доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, должна увеличиться с 23,7% в прошлом году до 30%; среднегодовое количество занимающихся в спортивных школах увеличится на 8% и составить 7,2 тыс. человек

Образование

Сфера образования в современных условиях является фактором экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности реального сектора экономики, благосостояния и благополучия каждого гражданина.

Приоритетная наша задача в сфере дошкольного образования – это обеспечение его доступности. Как я уже говорил, до конца 2015 года очередь в дошкольные образовательные организации детей в возрасте от 3 до 7 лет должна быть ликвидирована.

Мы уже проводим работу по этому направлению. В течение 2012-2013 годов в области построено 7 новых детских садов. Два современных детских сада, открытых на территории города Кирова, оснащены системой видеонаблюдения, бассейнами, физиокабинетами, современными пищеблоками. Так же новые сады появились в пгт Юрья, г. Кирово – Чепецке, с. Пасегово Кирово-Чепецкого района, пгт Ленинское Шабалинского района, пгт Кильмезь. В феврале 2014 года введен в эксплуатацию детский сад в г. Нолинске на 220 мест.

Благодаря проделанной работе для детей дошкольного возраста создано дополнительно более 8 тыс. новых мест.

В 2014 году за счет строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий детских садов мы планируем создать еще боле 2 тыс. дополнительных мест, из них 700 – в областном центре.

Причём, поскольку в плане строительства детских садов мы консолидируем усилия трех уровней власти: федерального, регионального и муниципального, участвуем в федеральной программе, нам всегда необходимо идти на шаг впереди, иметь готовые к реализации перспективные проекты. В наших ближайших планах на 2015-й реализация проектов по строительству, созданию новых мест в детских садах в Уржуме, Вятских Полянах и Кирове.

С сентября 2014 года мы должны обеспечить возможность обучения в дистанционной форме детей-инвалидов дошкольного возраста, которые не могут в силу заболевания посещать детский сад. Такая форма обучения позволит на более ранней стадии определить образовательные способности ребенка и выстроить более щадящую, индивидуальную образовательную программу. В данном направлении работа ведется в тесном сотрудничестве с областным обществом инвалидов.

Во второй половине 2014 года планируется передача в оперативное управление Центру дистанционного образования здания, значительно большего по площади. Это позволит реализовать задачи оказания очной педагогической и психолого-коррекционной помощи, создать безбарьерный доступ к библиотеке, сенсорной комнате, спортивному залу и столовой.

В сфере общего образования должна быть продолжена работа по обеспечению условий обучения, соответствующих современным требованиям образовательных стандартов.

С 2014 года вводится федеральный государственный образовательный стандарт основного общего и среднего полного общего образования. В результате с 01.09.2018 по этому стандарту будут обучаться все учащиеся 1–8 классов и 10–11 классов, удельный вес численности обучающихся по стандарту в 2018 году планируется достичь 90%. Для создания современных и безопасных условий обучения будут продолжены работы по укреплению материально-технической базы общеобразовательных организаций.

В 2014 завершаются работы по реконструкции комплекса зданий КОГОУ «Просницкий лицей» Кирово-Чепецкого района, в котором планирует обучение одаренных детей из северных районов области по аналогии с тем, как лицей в Советске работает на юр региона. Также в этом году планируется ввод здания школы в с. Синегорье Нагорского района на 100 мест, здания школы с дошкольными группами на 70 мест в с. Тохтино Орловского района.

Также в 2014 году в Кировской области планируется финансирование мероприятий по созданию в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности условий для занятий физической культурой и спортом. Капитальные ремонты спортивных залов запланированы в Верхнекамском, Даровском, Кирово-Чепецком, Мурашинском, Омутнинском, Подосиновском, Советском, Сунском, Уржумском районах, запланировано строительство открытой многофункциональной спортивной площадки МКО СОШ с. Синегорье Нагорского района.

Для развития и укрепления потенциала системы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования на территории области планируется создать сеть образовательных организаций, реализующих программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования, построенную с учетом удовлетворения региональной потребности в квалифицированных работниках. В 2018 году будут функционировать 4 многофункциональных центра прикладных квалификаций. Будет обновлен кадровый состав образовательных организаций, реализующих программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования. Все эти меры позволят повысить качество подготовки выпускников образовательных организаций, реализующих программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования.

Развитие культуры

Развитие сферы культуры также всегда было и будет в числе приоритетов нашей работы. Мы часто говорим о том, что главное богатство Кировской области это люди, и именно сфера культуры оказывает одно из основных влияний на формирование моральных, ценностных установок каждого человека.

В сфере культуры мы планируем сочетать поддержку наших основных культурных мероприятий, объектов, традиций с новыми современными подходами и формированием новых точек роста и культурно-туристической привлекательности.

Говоря о традиционных направлениях, я имею в виду те события и объекты, которые на протяжении веков формируют основу нашей культуры и наших базовых, основополагающих ценностей. Это, например, Великорецкий крестный ход, который каждый год устанавливает новые рекорды по числу паломников. И каждый год в рамках мероприятий по проведению крестного хода мы добавляем что-то новое – например, проводим работы по развитию Великорецкого архитектурного ансамбля. В этом году накануне хода прошла конференция по паломническому и религиозному туризму. И это тоже перспективное направление для нашего региона. Еще одним примером развития наших базовых культурно-исторических достопримечательностей являются работы по проекту «Васнецовское Рябово», которые также, безусловно, будут и должны продолжаться.

Наряду с этим мы не должны забывать и о новых форматах работы в сфере культуры и внутреннего туризма. Например, считаю удачным проектом создание динопарка в Котельниче. Вижу перспективу и у таких проектов, как организация туристической базы «Вятская лошадка» в Афанасьевском районе, проект «устройство крытого конного манежа» в Белой Холунице, «Создание туристического комплекса «Лебяжье – уголок России», создание культурно-досугового комплекса «Будущее Шамшуренковской коляски» в Яранске, получивших гранты в прошлом году Уверен, каждое муниципальное образование может найти может найти свою уникальную идею, свой проект и на основе его создать точки притяжения как для местных жителей, так и для гостей из других муниципалитетов и регионов. Поэтому, грантовые конкурсы в сфере внутреннего туризма должны быть продолжены.

Должна быть продолжена и поддержку событийных вещей, праздничных мероприятий. Таких как праздник Истобенского огурца, Вятского лаптя, Уржумского каравая, Колесная феерия в Яранске и многие другие. Уже традиционным и ярким событием стали Сказочные игры.

Все эти культурные ценности, объекты, мероприятия формируют культурный и туристический потенциал нашего региона. И этот потенциал огромен. Но крайне важно не просто иметь потенциал, но и грамотно им распорядиться, грамотно информировать жителей и гостей региона о наших возможностях, на основе спроса развивать и предлагать новые услуги и продукты. В этом плане особую роль играет деятельность Центра культуры и туризма. В рамках его работы в этом году был открыт первый в регионе Туристско-информационный центр. В самой ближайшей перспективе на автовокзале, железнодорожном вокзале, в аэропорту, в гостиницах города должны появиться инфоматы - электронные панели, которые будут содержать подробную информацию о культурных объектах, туристических маршрутах, экскурсиях, гостиницах, туристических фирмах, а также другую информацию о Кировской области, которая может быть интересна гостям города. Я жду от Департамента культуры, Центра культуры и туризма новых идей и проектов по развитию культурной и туристических сфер в нашем регионе.

Разумеется, нам нельзя забывать и о развитии инфраструктуры в сфере культуры. Так в Кирове будет построен детский космический центр в г. Кирове. Начиная с 2014 года в Кировской области начнется строительство четырех центров культурного развития: в пгт. Стрижи Оричевского района, в городах Слободском, Кирово-Чепецке, Яранске. Новый культурный центр будет построен в Афанасьево.

А в перспективе до 2016-го года мы ставим перед собой задачу построить 20 относительно небольших, современных, модульных культурных центров в районах Кировской области. Проект и сам подход мы позаимствовали у наших соседей из Республики Татарстан. В случае если мы увидим его высокую результативность до 2020-го года будет построено еще 20 таких центров.

В соответствии с Указами президента будет продолжена и работа по увеличению заработной платы работников культуры.

Проект «Безопасный город – безопасный регион»

Наряду с обеспечением качественных медицинских и образовательных услуг, созданием условий для занятий спортом и культурного развития нам необходимо работать и над обеспечением максимальной безопасности наших граждан. Ведь обеспечение безопасности населения является одной из главных задач, стоящих перед органами государственной власти. Сегодня уже внедрены или внедряются различные ведомственные системы, аппаратно-программные комплексы, обеспечивающие деятельность отдельных органов власти и организаций в пределах их компетенций. Но совместная работа этих систем затруднена большим количеством факторов риска, значительной территорией, недостаточным уровнем развития телекоммуникаций, слабым состоянием инфраструктуры, недостаточной обеспеченностью ресурсами.

Сегодня я вижу, что назрела необходимость интеграции этих разрозненных систем, необходимо создание единого инструмента для координации обеспечения общественной безопасности в Кировской области. Мы назвали этот проект – «Безопасный город – безопасный регион».

Данный проект призван решить задачи органов власти, организаций в муниципальных образованиях, которые обеспечивают:

оперативное управление условиями безопасной жизни и труда в муниципальном образовании;

противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и общественную безопасность;

предупреждение влияния негативных факторов, влияющих на общественную безопасность;

мониторинг и прогнозирований ситуаций в муниципальном образовании, влияющих на безопасность граждан.

Реализация проекта «Безопасный город – безопасный регион» в Кировской области должна привести к созданию информационно-аналитической системы мониторинга состояния общественной безопасности. Эта система предназначена для выявления, прогнозирования и оценки угроз общественной безопасности, оценки эффективности государственной политики, проводимой в сфере ее обеспечения, а также для формирования предложений по совершенствованию организации общественной безопасности.

Я поручаю департаменту информационных технологий и связи Кировской области совместно с Управлением Министерства внутренних дел по Кировской области в течение 3-х месяцев представить концептуальные положения реализации проекта «Безопасный город – безопасный регион». Практическая реализация этой задачи должна начаться уже в этом году.

БЛОК 3. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ

Решение всех социальных задач невозможно без соответствующего экономического базиса. Поэтому будет продолжена работа, направленная на повышение инвестиционной привлекательности региона, поддержку наших основных промышленных предприятий.

Я сейчас активно встречаюсь с руководителями и трудовыми коллективами наших промпредприятий. Мы действительно находимся в постоянном контакте, организовываем совещания с участием. Например, заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Рогозина, на которых обсуждаются проблемы наших производственников. И мы готовы, и будем и дальше поддерживать нашу промышленность как с точки зрения гособоронзаказа, так и в плане импортозамещения по гражданской продукции. Мы чётко понимаем что мы в одной лодке и без таких заводов как Лепсе, Маяк, Авитек, ОЦМ, Омутнинский металлургический завод, Молот, Завод 1 мая невозможно представить Кировскую область.

Важнейшим элементом работы по привлечению инвестиций является стимулирование инвестиционной деятельности, а также закрепление набора преференций инвесторам, формирование качественной нормативной базы в сфере инвестиционной политики.

В 2013 году в регионе проводилось внедрение требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, разработанного АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

В рамках работы по внедрению Стандарта разработаны и приняты такие документы, как инвестиционная декларация Кировской области, План создания объектов необходимой для инвесторов инфраструктуры, регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна» и ряд других документов.

В настоящее время в Кировской области осуществляется мониторинг внедрения Стандарта.

Особое внимание мы намерены уделять подготовке новых инвестиционных площадок для привлечения инвесторов на территорию региона, для чего необходимо создать привлекательные условия для развития частных индустриальных парков, таких, как предоставление льгот для управляющих компаний, административная и организационная поддержка, а также в других направлениях работы.

Парковые зоны интенсивного развития

В настоящее время на территории Кировской области проводится работа по созданию нескольких парковых зон интенсивного развития со всеми элементами транспортной, инженерной и деловой инфраструктуры, в том числе для реализации проектов малого и среднего бизнеса. Это промышленный парк на территории г. Вятские Поляны, промышленный (индустриальный) парк «Слободино» на территории Юрьянского района Кировской области, технопарк «Игроград» в городе Кирове.

Считаю, что создание данных парковых зон интенсивного развития даст возможность для малого бизнеса без дополнительных затрат средств и потери времени запустить свое производство в кратчайшие сроки.

В то же время существующая сейчас система управления зонами интенсивного развития должна быть переформатирована. Мы должны сделать ее эффективной и работоспособной. Поручаю экономического блоку правительства подготовить соответствующие предложения.

Кластерное развитие

Дальнейшее развитие региона мы видим в поддержке не только отдельных предприятий, а целых отраслей.

С этой целью в Кировской области должна продолжиться работа по формированию и развитию на территории региона инновационных кластеров как важного инструмента по достижению стратегической цели развития Кировской области – повышения качества жизни населения на основе развития приоритетных и инновационных отраслей экономики.

В регионе имеется успешный опыт объединения предприятий по кластерному признаку в сфере биотехнологий и биофармацевтики. Правительство Кировской области уделяет этому направлению особое внимание. Хотелось бы особенно подчеркнуть, что создание и развитие кластеров в данном направлении соответствует общефедеральным тенденциям в сфере кластерной политики и обеспечивает построение одно из ключевых направлений инновационного развития экономики нового типа – биоэкономики.

Формирование биоэкономики в Кировской области представляет собой стратегический ресурс обеспечения прорывного развития экономики региона. Совместная работа органов власти, бизнес-сообщества, науки позволит региону занять лидирующие позиции по приоритетным направлениям развития биотехнологий среди субъектов Российской Федерации.

Правительство Кировской области намерено и дальше способствовать консолидации усилий в инновационном векторе развития региональных компаний, учреждений науки и образования, а также поддерживать развитие кооперационных связей между ними, в том числе посредством образования кластеров. С целью содействия развитию таких проектов и для их координации создан Центр кластерного развития Кировской области.

Немаловажным остается вопрос повышения качества и доступности инфраструктуры, обеспечивающей потребности области в электроэнергии, газе, транспорте и связи.

Развитие инфраструктуры области должно идти в трех основных направлениях:

строительство и ремонт объектов транспортной инфраструктуры;

формирование сетей энергоснабжения;

развитие системы газоснабжения.

В целях развития инфраструктуры и повышения инвестиционной привлекательности Кировской области в глазах потенциальных инвесторов осуществляется формирование Плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Кировской области.

В Плане инфраструктуры содержится необходимая для инвесторов информация о планах по созданию и реконструкции в регионе объектов энергетической, транспортной, коммунальной, инженерной, телекоммуникационной, социальной инфраструктуры, а также по формированию парковых зон интенсивного развития.

25 апреля 2014 года утвержден План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Кировской области на 2014 год с планируемыми сроками строительства объектов до 2022 года, в котором разработан перечень перспективных объектов, строительство и реконструкция, которых призвана обеспечить уверенный, устойчивый и сбалансированный рост экономики региона в долгосрочном периоде.

В целях информирования потенциальных инвесторов План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры размещен на сайте Правительства Кировской области и на сайте, посвященном инвестиционной деятельности в регионе. Для визуализации объекты Плана инфраструктуры нанесены на карту Кировской области, размещенную в Геоинформационной системе Кировской области. Это наглядно позволяет оценить наши основные приоритеты и возможности по созданию инфраструктуры для бизнеса.

В плане развития дорожной сферы для нас ключевыми остаются задачи поэтапного улучшения качества наших дорог и реализация крупных проектов таких как завершение проекта по соединению круглогодичным автомобильным сообщением с областным центром северных территорий, реализация проектов по строительству путепровода «Чистые пруды» и Западного обхода города Киров. Мы продолжим развитие аэропорта «Победило». Главными задачами в сфере воздушного транспорта остаются привлечение в аэропорт «Победилово» новых авиакомпаний и расширение маршрутной сети осуществляемых из аэропорта рейсов, открытие пограничного и таможенного постов для обеспечения возможности совершения международных авиаперевозок.

Мы продолжим работы над ростом уровня газификации области и повышением надежности энергоснабжения. Буквально 5 июня на встрече с Председателем Правления ОАО «Газпром» Алексеем Борисовичем Миллером мы договорились о включении в инвестиционную программу ОАО «Газпром» на этот года работ по строительству газопроводов-отводов и газораспределительных станций в Куменском районе и Слободском. В 2015-м году будет завершена реконструкция газопровода Оханск-Киров, обеспечивающего надежность поставок газа в наш регион. Реконструкция позволит увеличить и объемы поставляемого газа.

Также в рамках встречи была достигнута договоренность о проработке вопроса по строительству в Кировской области завода по малотоннажному производству сжиженного природного газа. Реализация проекта позволит осуществить автономную газификацию нескольких северо-западных районов области.

В результате реализации данных мероприятий уровень газификации природным газом жилищного фонда области увеличится с 38,14% в 2013 году до 45% в 2020 году.

Также мы ставим перед собой задачу поэтапного отказа от использования завозных видов топлива, повышая тем самым эффективность и безопасность наших систем энергоснабжения.

Важнейшей отраслью для нас является сельское хозяйство. Аграрный комплекс, все его труженики были и остаются опорой региона во всех смыслах. Учитывая это, мы отдаем приоритет отрасли при организации государственной поддержки из регионального бюджета, Правительство области проводит политику по стабилизации и укреплению экономики сельскохозяйственного производства.

Согласно тенденции к росту бюджетной поддержки АПК России, заложенной в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы, ежегодно государственная поддержка из средств федерального бюджета для АПК Кировской области будет увеличиваться в среднем на 7% и составит к 2020 году более 2,0 млрд. рублей, или 166% к уровню 2014 года.

За последние 5 лет наметилась позитивная тенденция по увеличению посевных площадей. Это стало возможным в том числе, и в результате оказания государственной поддержки в виде погектарного субсидирования.

Отмечается положительная работа по развитию семеноводства: доля кондиционных семян сельскохозяйственных растений составляет 82%, удельный вес площади, засеваемой элитными семенами – 14%. Вместе с тем зерносушильное хозяйство области требует проведения реконструкции и обновления.

При поддержке Правительства области реализуются мероприятия по интеграционным преобразованиям в сельском хозяйстве. Основной целью интеграции является развитие слабого хозяйства до уровня эффективного, создание рабочих мест, увеличение объемов производства. Этот опыт успешен. В настоящее время участниками интеграционных процессов являются 12 хозяйств области. Данное направление будет продолжено и в последующие годы. И в ходе встреч и совещаний с руководителями аграрного сектора мы лишний раз убеждаемся, что это крайне важное и востребованное направление.

Крайне актуальным остается и вопрос кадрового обеспечения отрасли. Особое значение здесь имеет жилищный вопрос. Государство предоставляет возможность финансовой помощи при строительстве и приобретении жилья, в области реализуется подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий Кировской области на период 2014 – 2020 годы».

В 2014 году планируется улучшить жилищные условия гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам в общей площади 3,2 тыс. кв. м. К концу 2020 года будет обеспечена реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в четырех населенных пунктах, расположенных в сельских поселениях области.

Также для решения кадрового вопроса в рамках государственной программы осуществляются мероприятия, направленные на стимулирование кадрового обеспечения отрасли. Организуется взаимодействие с образовательными учреждениями аграрного профиля в части организации производственной практики для студентов. Создаются условия сельскохозяйственным производителям, организовавшим прохождение на своём производстве учебной и (или) производственной практики для привлечения на работу молодых специалистов.

Повторюсь, мы понимаем всю важность аграрной отрасли и готовы к самому плотному взаимодействию с аграриями по повышению эффективности ее работы.

Развитие инфраструктуры и реализация инвестиционной политики предполагает в среднесрочный период 2014-2016 годов обеспечить рост инвестиций, опережающий средние темпы по Российской Федерации, и в период до 2020 года войти в число субъектов-лидеров по основным показателям инвестиционного развития в ПФО:

прирост индекса физического объема инвестиций в основной капитал в 2020 году на 73% к уровню 2011 года;

увеличение объема инвестиций в основной капитал с 20% по отношению к ВРП в 2011 году до 27% в 2020 году;

рост объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 человека с 26 тысяч рублей в 2011 году до 80 в 2020 году, то есть почти в 3,1 раза.

Актуальным для нас остается вопрос поддержки монотерриторий. В 2013 году Министерством регионального развития Российской Федерации сформирован перечень моногородов с наиболее сложной социально-экономической ситуацией. Из моногородов Кировской области в него были включены города Белая Холуница, Вятские Поляны, Кирс и Луза. В настоящее время Правительством области проводится работа по привлечению федеральных средств, которые планируется направить на строительство и реконструкцию объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов в этих моногородах. Я ставлю перед Правительством задачу добиться получения федерального софинансирования как минимум на две территории из четырех.

Поддержка предпринимательской деятельности

Я убежден в том, что экономическая система не может быть эффективной, если она строится без учета мнения предпринимателей. Чем сильней бизнес вовлечен в процесс принятия решений на государственном уровне, тем больше его интересов учитывается и тем комфортней предпринимательский климат.

Вы все прекрасно знаете, что 2013 год прошел под эгидой года предпринимательства, инноваций и инвестиций. Был реализован большой перечень мероприятий, направленных на формирование комфортной среды для развития бизнеса. Но это не означает, что в текущем году мы сворачиваем свою работу и будем уделять меньше внимания поддержке и развитию предпринимательства. Для нас эти вопросы были, есть и будут одним из главных приоритетов.

По уровню развития малого бизнеса Кировская область занимает лидирующие позиции не только среди регионов Приволжского федерального округа, но и в целом по России. По количеству малых предприятий на 100 тыс. населения мы занимаем 1 место в ПФО и 5 место по России. Высока и доля занятых на малых предприятиях – 17% от общей численности занятых в регионе, что соответствует 1 месту в ПФО и 3 месту среди всех регионов.

Малые предприятия характеризуются высокой инвестиционной активностью. Объем инвестиций в расчете на душу населения в Кировской области в 2,6 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации и в 1,9 раза выше среднего показателя по ПФО.

Для сохранения положительной динамики развития предпринимательства в регионе в этом году акцент сделан на стимулировании технической и технологической модернизации малого и среднего бизнеса, повышении его инвестиционной активности, поддержке экспорта и инноватики. Также я считаю крайне важным повысить эффективность работы по продвижению нашего бизнеса, нашей продукции за пределами региона. Поручаю профильному департаменту совместно с бизнес-организациями проработать этот вопрос.

БЛОК 4. РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ

Уважаемые депутаты!

Я уже говорил о том, что качественные условия для жизни мы должны создавать на всех уровнях населенных пунктов от Кирова до небольших сел и деревень. Наверное, стоит признать, что не всегда нам удавалось заботить о небольших населенных пунктах, наше внимание неизбежно акцентрировалось на крупных городах и муниципальных образованиях. Считаю, что эту ситуацию надо исправлять. Мы должны чётко понимать чего от нас ждут и хотят жители небольших населенных пунктов и действовать в этом направлении.

На это, в частности, направлен проект поддержки местных инициатив, который, безусловно, будет продолжен. Он получил высокую оценку на федеральном уровне. Изучать опыт Кировской области приезжают делегации из других субъектов РФ, таких как Татарстан, Пермский край.

В последующие годы эту работу необходимо продолжить, одновременно совершенствуя механизмы реализации проекта и вовлекая в него те территории, которые пока не проявляют высокой активности (таких немного, но они есть). И это, прежде всего, задача органов местного самоуправления – необходимо проводить разъяснительную работу с населением, показывая, какую пользу реализация проекта приносит каждому конкретному населенному пункту. У нас есть муниципальные образования, которые именно благодаря участию в проекте по поддержке местных инициатив решили основные проблемы развития своей инфраструктуры.

На цели максимального удовлетворения потребностей жителей направлен и реализуемый в пилотном режиме в трех поселениях проект «Народный бюджет», в рамках которого сами жители, фактически напрямую с соблюдением необходимых процедур определяют на что направить бюджетные средства.

Еще один фактор, непосредственно влияющий на качество жизни, - благоустройство территорий. За последние годы мы в этом направлении существенно продвинулись – работа ведется во всех муниципальных образованиях на постоянной основе. Повсеместно каждый год организуются конкурсы на лучший двор, лучший дом, лучшую улицу. Особое внимание уделяется озеленению территорий, решению проблем вывоза и утилизации мусора.

Тем не менее, пока по-прежнему актуальным остается вопрос соблюдения гражданами и организациями правил благоустройства – не всегда люди добросовестно относятся к выполнению своих обязанностей. Считаю, что для решения этой проблемы необходимо активнее использовать рычаги административного воздействия на тех, кто не соблюдает порядок в населенных пунктах – через составление административных протоколов и наложение штрафов. В связи с этим необходимо проработать вопросы увеличения штрафных санкций за нарушение правил благоустройства и расширения перечня лиц, имеющих право составлять протоколы за такого рода нарушения.

Одновременно крайне важно распространять и положительный опыт. В текущем году мы объявили областной конкурс на самое благоустроенное муниципальное образование. Такой конкурс должен стать еще одной традицией в Кировской области.

Для небольших населенных пунктов зачастую острыми остаются проблемы, которая уже почти сняты в крупных городах. Я говорю, например, об обеспечении доступа в интернет, о доступности банковских и почтовых услуг. Считаю, что для нас, как для власти, не должно быть больших и маленьких проблем, значимых и незначимых задач, нашей и не нашей зоны ответственности – если это волнует жителей, мы должны над этим работать.

Так, необходимо продолжить работу по развитию телекоммуникаций на сельских территориях, по повышению доступности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг.

В ближайшие 3-4 года мы планируем завершить большую часть работ по реализации проекта по обеспечению доступом к сети «Интернет» с использованием волоконно-оптических линий связи на скорости не менее 10 Мбит/c населенных пунктов с численностью от 250 и более жителей. В ходе решения этой задачи планируется построение таких линий связи в остальных более крупных населенные пунктах. Всего в Кировской области таких населенных пунктов 333, в которых проживает 170 тыс. жителей.

Реализация проекта позволит обеспечить доступом к сети «Интернет» более 1000 объектов социальной инфраструктуры этих населенных пунктов, что послужит предпосылкой к реализации проектов в сфере IT-образования, телемедицины, IT-проектов в сфере культуры, обеспечит доступность для граждан, проживающих даже в самых малочисленных населенных пунктах области, различных услуг.

Одной из болезненных проблем малых населенных пунктов Кировской области является сокращение присутствия почтовых и банковских отделений. А ведь можно без преувеличения сказать, что маленькие отделения «Почты России» в некоторых деревнях, поселках – это центр социальной активности. Как только там перестает работать почта, то затрудняется снабжение людей информацией, некоторыми товарами, теряется возможность совершать необходимые платежи. Поэтому сохранение действующей почтовой сети - важная социальная задача, которую надо решать параллельно с развитием электронной связи. И я вижу, что руководство Почты России понимает стоящие перед ним государственные задачи. В ходе недавних переговоров с Почтой России мы еще раз констатировали, что Почта играет системообразующую роль для национальной и региональной экономики, формируя инфраструктуру, способствуя развитию территорий, занимаясь доставкой пенсий и пособий, создавая условия для ведения интернет-торговли, предотвращая деградацию малых поселений.

В апреле текущего года между Правительством Кировской области и ФГУП «Почта России» было подписано соглашение о взаимодействии в сфере совершенствования и развития федеральной почтовой связи на территории нашего региона. Совместно с «Почтой России» нами были намечены основные направления взаимодействии по вопросам сохранения отделений почтовой связи, расположенных в малочисленных населенных пунктах, обеспечения почты квалифицированными кадрами, снижения негативных последствий повышения тарифов на доставку печатной продукции и другим направлениям. Эта работа должна быть продолжена.

Не менее остро в последнее время встала проблема банковского обслуживания в малых поселениях. На протяжении ряда последних лет проводится политика по укрупнению филиальной сети «Сбербанка России», направленная на объединение отделений и внутренних структурных подразделений в крупные кредитно-финансовые институты. Эта деятельность напрямую затрагивает большое количество сельских поселений области. Из-за того, что в таких населенных пунктах нет отделений банков, их жителям недоступны даже самые простые банковские услуги, которыми пользуются жители крупных городов. Речь идет, например, об интернет-транзакциях, получении заработной платы и пенсии на банковские карты.

На сегодняшний день в целях сохранения доступности банковских услуг населению области создана комиссия по обеспечению населения области банковскими услугами, которая рассматривает обращения жителей и вырабатывает индивидуальные решения по каждому поселению. В рамках работы этой комиссии в целях определения эффективности и достаточности мер, принимаемых Кировским отделением ОАО «Сбербанк России», проводятся ежемесячные встречи руководства Сбербанка с главами сельских поселений, на территории которых наиболее остро стоит проблема.

В качестве альтернативы ранее закрытым отделениям Сбербанка реализуются проекты «передвижной пункт кассовых операций», установка в центральных магазинах сельских населенных пунктах торговых терминалов, позволяющих в безналичной форме осуществлять коммунальные и налоговые платежи, а также расчеты по приобретаемым товарам и услугам.

Однако, этого явно недостаточно. Мне продолжают поступать обращения жителей по данному вопросу и нам следует искать новые пути решения проблемы. С одной стороны, мы будем всячески стимулировать появление в районных центрах новых федеральных игроков банковского сектора. Такие переговоры уже ведутся. Но, с учетом того, что традиционные формы банковского обслуживания для сел и деревень могут быть нерентабельны для банков, нам надо проработать вопрос о замещении ряда банковских функций государственным учреждением. Это может быть, например, Многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг, сеть которого активно разворачивается в районных центрах. Я поручаю Департаменту информационных технологий и связи проработать данный вопрос и в трехмесячный срок представить предложения по развитию платежных и иных услуг в малых населенных пунктах.

Уважаемые депутаты и приглашенные!

Я искренне убежден, что озвученные нами приоритеты и задачи в работе органов власти являются вполне выполнимыми. Их реализация в намеченные сроки позволит существенно улучшить качество жизни жителей Кировской области и обеспечит позитивную динамику социально-экономического развития региона. Мы уверенно смотрим в будущее и помним, что успехи и достижения нашей области - это наша общая задача и ответственность: исполнительной и законодательной власти, федеральных структур, промышленников, общественности.

Благодарю за внимание!



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru