Отчет о деятельности Контрольно-счетной платы Кировской области в 2014 году

19.02.2015

Отчет о деятельности Контрольно-счетной платы Кировской области в 2014 году:
Скачать (doc, 70 кБ)
Просмотр

Контрольно-счетная палата Кировской области (далее – Контрольно-счетная палата) в 2014 году осуществляла контрольные и экспертно-аналитические мероприятия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 02.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Законом Кировской области от 27.09.2011 №46-ЗО «О Контрольно-счетной палате Кировской области».

Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты рассмотрен на заседании Коллегии 30.01.2015.

Основные итоги деятельности

Контрольно-счетной палаты Кировской области

В ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий особое внимание в отчетном году уделялось анализу проблем и перспектив развития доходной базы области и муниципальных образований, оценке результативности бюджетных расходов.

План работы на 2014 год, согласованный с Губернатором и Законодательным Собранием Кировской области, выполнен в полном объеме и в установленные сроки.

В целях повышения эффективности государственного и муниципального контроля, ответственности органов исполнительной власти области и местного самоуправления за результаты своей деятельности, Контрольно-счетная палата ввела в практику проведение расширенных Коллегий по рассмотрению итогов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе в режиме видеоконференций. В работе Коллегии Контрольно-счетной палаты принимали участие заместители председателя Правительства области, Губернатор Кировской области, главы муниципальных образований.

На основании требований федерального и областного законодательства для обеспечения контрольной и экспертно-аналитической деятельности в отчетном году разработаны и утверждены Коллегией Контрольно-счетной палаты стандарты внешнего государственного финансового контроля.

Итоги работы Контрольно-счетной палаты в отчетном году свидетельствуют о повышении качества управления финансами, укреплении финансовой дисциплины, отмечается существенное снижение объемов неэффективного использования бюджетных средств и использования средств с нарушением законодательства.

Вместе с тем при исполнении бюджетов были выявлены различные нарушения и недостатки в финансово-бюджетной сфере.

В течение прошедшего года проведено 61 контрольное и экспертно-аналитическое мероприятие.

По результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий выявлено нарушений на общую сумму 1649,4 млн. рублей, устранены финансовые нарушения на сумму 1526,5 млн. рублей (92,5% от суммы выявленных нарушений), реализованы 157 предложений Контрольно-счетной палаты, что составляет 94,5% от общего количества внесенных в отчетном году предложений

По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетная палата проводила работу по выявлению и анализу типовых нарушений и недостатков с указанием возможных рисков финансовых нарушений при расходовании бюджетных средств. Информация регулярно доводилась до сведения органов исполнительной власти области.

В адрес проверяемых органов и организаций направлено 31 представление для принятия мер по устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях, все они до конца отчетного года исполнены. Отдельные проверки 4 квартала 2014 года остаются на контроле до принятия мер по устранению выявленных нарушений в полном объеме.

Материалы контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в течение года рассмотрены на 50 заседаниях комитетов Кировского областного Законодательного Собрания.

С учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий принято 26 нормативных правовых актов.

По представлениям Контрольно-счетной палаты к дисциплинарной и иной ответственности привлечено 45 должностных лиц, допустивших нарушения, из них 70% должностных лиц относится к категории руководители.

По материалам Контрольно-счетной палаты в 2014 году правоохранительными органами возбуждено 9 уголовных дел, внесено 73 представления об устранении нарушений закона, опротестовано 134 незаконных правовых акта, возбуждено 22 административных производства.

Экспертно–аналитическая деятельность

В 2014 году Контрольно-счетной палатой осуществлялся предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением областного бюджета и бюджета Кировского территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее – бюджет КОТФОМС), готовились заключения на проекты законов Кировской области, нормативные правовые акты Правительства Кировской области, на реализацию которых направлялись средства областного бюджета.

Контрольно-счетной палатой проводилась экспертиза проектов законов, влияющих на формирование и исполнение областного бюджета и бюджета КОТФОМС. Всего рассмотрено 32 проекта нормативных правовых актов.

В рамках предварительного контроля проведена экспертиза проекта областного бюджета и проекта бюджета КОТФОМС на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.       

По результатам экспертизы проекта областного бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов отмечено, что основные направления бюджетной политики, учтенные законопроектом, предполагают активизацию работы органов местного самоуправления по расширению доходной базы, повышение эффективности бюджетных расходов, проведение сдержанной долговой политики.

Проект областного бюджета формировался с учетом неблагоприятных макроэкономических условий, которые не позволят обеспечить необходимый уровень собственных доходов областного бюджета. Планируемый рост налоговых и неналоговых доходов на 2015 год превысит ожидаемую оценку 2014 года только на 2,9%.

В заключении на проект отмечено, что в связи со снижением плановых показателей расходов областного бюджета на 2015-2017 годы, 19 из 26 государственных программ требуют корректировки в сторону уменьшения по объемам финансирования. В этой связи органам исполнительной власти области предложено уточнить параметры программ с учетом планируемых объемов бюджетных ассигнований в целях проведения в последующем объективной оценки эффективности расходов.

В заключениях на проекты областного бюджета и бюджета КОТФОМС Контрольно-счетная палата обратила внимание на недостаточный объем бюджетных ассигнований на обязательное медицинское страхование неработающего населения, что не позволит в полной мере обеспечить государственные гарантии оказания бесплатной медицинской помощи данной категории населения. Вопрос поддержан депутатами Законодательного Собрания Кировской области и будет рассмотрен в ходе исполнения областного бюджета.

В целях повышения эффективности расходов областного бюджета Правительству области рекомендовано принять меры по снижению выпадающих доходов областного бюджета за счет совершенствования регионального законодательства, регламентирующего предоставление налоговых льгот, провести инвентаризацию действующих мер социальной поддержки на предмет дублирования категорий получателей, более активно проводить мероприятия по оптимизации бюджетной сети.

Проведена экспертиза отчета об исполнении областного бюджета за 2013 год. В заключении отмечено, что в целом показатели годового отчета об исполнении областного бюджета соответствуют показателям исполнения бюджета, установленным в ходе внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.

По результатам экспертизы было указано на недостаточную степень точности первоначальных параметров прогноза социально-экономического развития области, что приводило к необходимости неоднократного и существенного внесения изменений в закон об областном бюджете на 2013 год. В связи с этим Контрольно-счетная палата рекомендовала принять дополнительные меры по повышению надежности прогноза социально-экономического развития области и его уточнению в текущем году исходя из складывающейся экономической ситуации.

По итогам текущего контроля за ходом исполнения областного бюджета на 2014 год Контрольно-счетной палатой очередной раз была поставлена под сомнение реальность исполнения прогноза по налогу на прибыль организаций и обращено внимание на необходимость принятия мер по сокращению объема расходов областного бюджета и (или) изысканию иных («компенсирующих») источников доходов областного бюджета.

В итоге, только в декабре отчетного года внесены изменения в областной бюджет в части сокращения налога на прибыль в размере 397,3 млн. рублей и сокращения объема расходов на 359,4 млн. рублей.

По результатам экспертизы проектов законов Кировской области №403-5 «О внесении изменений в статью 2 Закона Кировской области «О налоге на имущество организаций в Кировской области» и №404-5 «О внесении изменений в Закон Кировской области «О пониженной налоговой ставке налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков» Контрольно-счетная палата отметила отсутствие расчетов прогнозируемых объемов снижения выпадающих доходов, а также отсутствие финансово-экономического обоснования исключения из льготной категории налогоплательщиков частных инвесторов, основной вид деятельности которых не относится к обрабатывающим производствам.

Несмотря на то, что разработка законопроектов была обусловлена необходимостью пополнения доходной части областного бюджета, Контрольно-счетная палата отметила, что целью предоставления налоговых льгот должно являться получение бюджетной, экономической и социальной эффективности каждого отдельно взятого инвестора, вне зависимости от его основного вида деятельности. Введение предложенных законопроектом ограничений не будет способствовать широкому привлечению инвестиций и развитию экономики региона.

Результаты экспертно-аналитического мероприятия по выполнению Планов мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, а также по сокращению недоимки в бюджет в 2012-2013 годах, проведенного совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований, выявили основные проблемы и перспективы развития доходной базы областного бюджета и бюджетов муниципальных образований.

Несмотря на выполнение большей части мероприятий, запланированных органами исполнительной власти области и местного самоуправления, Контрольно-счетная палата отметила, что итоговый результат их реализации не оказал значительного влияния на увеличение поступлений доходов в бюджет. По итогам 2013 года рост налоговых и неналоговых доходов муниципальных образований в консолидированном бюджете области составил 107% (при индексе потребительских цен 107,5%).Рост доходов муниципальных образований обеспеченв основном за счет выполнения мероприятий по реализации указов Президента Российской Федерации о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы, повышения корректирующих коэффициентов для отдельных видов деятельности, отмены льгот по налогу на имущество для бюджетных учреждений, а также погашения задолженности прошлых лет.

        В условиях отсутствия перспективной экономической базы в большинстве муниципальных образований, работа по изысканию внутренних резервов для пополнения доходов местных бюджетов органами местного самоуправления ведется недостаточно эффективно.

По итогам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетная палата рекомендовала органам исполнительной власти области и местного самоуправления принять меры по повышению эффективности реализуемых мероприятий по укреплению собственной доходной базы, в том числе за счет:

поддержки реализации перспективных инвестиционных проектов, способствующих развитию экономики и инфраструктуры муниципальных образований;

повышения доходов от использования государственного и муниципального имущества и вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества;

повышения эффективности деятельности унитарных предприятий;

повышения эффективности претензионно-исковой работы;

принятия действенных мер по сокращению задолженности в бюджет и легализации неформального рынка труда.

Эффективность реализуемых мер по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет и сокращению недоимки будет оцениваться Контрольно-счетная палатой и далее по итогам последующих бюджетных периодов.

Проведенный анализ бюджетной эффективности использования лесного фонда, переданного в аренду в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов за 2012-2013 годы, показал, что поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет области в расчете на 1 куб.м объема заготовленной древесины от предприятий, реализующих инвестиционные проекты, в 1,6 раза выше, чем в среднем по лесопромышленному комплексу. Аналогичное соотношение установлено по налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц и региональным налогам. При этом бюджетная эффективность достигается в основном за счет крупных инвесторов, таких как ЗАО «Красный якорь», ООО «Вятский фанерный комбинат».

Всего в анализируемом периоде реализовывалось 9 инвестиционных проектов, 3 из которых признаны неэффективными и подлежат исключению из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, 4 проекта реализуются с отступлениями от заявленных обязательств.

Контрольно-счетная палата отмечает, что при реализации проектов возникают проблемы, связанные, в том числе, с несовершенством законодательной базы. Не исключена возможность включения в Перечень приоритетных инвестиционных проектов, имеющих право на льготу по договорам аренды лесных участков, недобросовестных и неэффективных инвесторов, целью которых зачастую является простая заготовка древесины.

Отмечено также, что большинство инвесторов нарушают свои обязательства по договорам аренды лесных участков в части лесовосстановительных работ.

По мнению Контрольно-счётной палаты, деятельность органов исполнительной власти на региональном уровне недостаточно регламентирована. Отсутствуют единые основания для принятия решения о направлении предписания, заявления в Минпромторг России об исключении инвестора из перечня либо о продолжении реализации проекта с изменением его концепции. Не регламентированы сроки принятия таких решений.

По итогам проведенного анализа информация и предложения по повышению эффективности реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов направлены Губернатору Кировской области, информация направлена также в Законодательное Собрание Кировской области.

В ходе проверок эффективности использования государственного и муниципального имущества Контрольно-счетной палатой выявляются дополнительные резервы поступлений в бюджет. Так, в ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия по оценке эффективности реализации программ приватизации государственного и муниципального имущества за 2011-2013 годы в муниципальных образованиях зафиксировано значительное количество неиспользуемого имущества(315 объектов). В основном это здания сферы образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, которые требуют постоянных расходов на содержание. При этом в отдельных муниципальных образованиях установлено, что учет подобных объектов не осуществляется органами местного самоуправления.

Контрольно-счетная палата по итогам проверки отметила, что процесс приватизации в Кировской области не носит системного характера, малоэффективен и проводится с многочисленными нарушениями. Формально осуществляется планирование процесса приватизации (без правового закрепления критериев и условий о технической готовности объекта к продаже, без учета целесообразности продажи объектов и сроков, необходимых для предпродажной подготовки), отсутствует контроль со стороны представительных органов муниципальных образований за результатами приватизации.

По результатам проведенного анализа эффективности реализации программ приватизации в Закон Кировской области от 06.10.2008 № 287-ЗО «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Кировской области» включена отдельная статья, закрепляющая основные положения приватизации, в том числе предусматривающая обязательные разработку прогнозного плана приватизации и подготовку отчета о результатах его реализации.

Постановлением Правительства области от 30.06.2014 № 269/438 утвержден Порядок разработки и утверждения прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества. Закреплены критерии для включения объектов областной собственности в план приватизации, сроки его подготовки, а также содержание: цели и задачи приватизации, обязательные характеристики объектов, планируемые сроки приватизации и доходы от продажи имущества.

В органы местного самоуправления Контрольно-счетной палатой направлены рекомендации по повышению эффективности процесса приватизации муниципального имущества.

В правоохранительные органы контрольно-счетными органами муниципальных образований направлено 18 материалов.

Контрольная деятельность

В 2014 году Контрольно-счетной палатой проведено 20 контрольных мероприятий, проверено 79 объектов. Объем средств, охваченных контрольными мероприятиями, составил 17279,3 млн. рублей, или 29,6% объема областного бюджета.

Проверки использования средств областного бюджета проведены в 9 органах исполнительной власти.

В рамках последующего контроля в соответствии с законом Кировской области «О бюджетном процессе в Кировской области» проведена внешняя проверка отчета об исполнении областного бюджета за 2013 год, включая проверки годовой бюджетной отчетности 37 главных распорядителей средств областного бюджета (далее – ГАБС).

В отчетном году проведены внешние проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов 7 муниципальных образований.

Контрольно-счетная палата Кировской области в ходе проверок подтвердила достоверность отчетов об исполнении бюджетов за 2013 год в Кильмезском, Нагорском, Пижанском муниципальных районах и в ЗАТО Первомайский.

Установленные в муниципальных образованиях нарушения и недостатки   большей частью были связаны с несоответствием отдельных нормативных правовых актов требованиям действующего законодательства, искажением отчетных данных.

По итогам проверки приняты 16 нормативных правовых актов в части приведения бюджетного процесса в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Нарушения, связанные с искажением показателей бюджетной отчетности, установленные проверкой в Кильмезском, Нагорском, Фаленском районах и ЗАТО Первомайский устранены.

В ходе внешней проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства, предполагающие административную ответственность, в том числе:

принятие бюджетных обязательств, превышающих утверждённый на финансовый год объём бюджетных ассигнований и лимит бюджетных обязательств (в Свечинском районе на общую сумму 6,5 млн. рублей);

наличие просроченной кредиторской задолженности, которая не указывалась в отчётности об исполнении районных бюджетов, что является нарушением ст. 264.1, 264.2 Бюджетного кодекса РФ и инструкций № 157н и №191н, утвержденных приказами Минфина РФ. Недостоверные данные об отсутствии просроченной кредиторской задолженности предоставлялись в департамент финансов области Лебяжским, Фаленским, Свечинским районами при наличии просроченной задолженности на общую сумму 1877,5 тыс. рублей.

По итогам проведенной проверки департаменту финансов Кировской области рекомендовано усилить контроль за достоверностью предоставляемой бюджетной отчетности муниципальными образованиями.

В рамках внешней проверки отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований проведены проверки законности, результативности (эффективности и экономности) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований.

Сохраняется негативная тенденция позднего поступления средств из областного бюджета и несвоевременное оформление необходимой документации в муниципальных образованиях. Во всех проверенных районах межбюджетные трансферты освоены не в полном объеме.

В Нагорском районе неосвоенные остатки межбюджетных трансфертов, полученных в 2012 году, составили 992,3 тыс. рублей. Основная причина – невыполнение подрядными организациями работ по муниципальным контрактам, что является результатом неэффективного осуществления контроля со стороны органов местного самоуправления и их должностных лиц за использованием межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета.

Кроме того, причинами образования остатков явились:

некорректное проведение расчетов по субвенциям (в Пижанском районе – на оплату коммунальных услуг на сумму 110 тыс. рублей),

ошибки при формировании заявок на субсидии: в ЗАТО Первомайский – на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (182 тыс. рублей) и на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (180,5 тыс. рублей), в Кильмезском районе – на выполнение отдельных государственных полномочий по возмещению расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам, проживающим в сельских населенных пунктах, отдельных мер социальной помощи (156,5 тыс. рублей) и на реализацию государственного стандарта общего образования (116,9 тыс. рублей).

Установлены нарушения при расходовании межбюджетных трансфертов в Свечинском районе. По субсидиям на капитальный ремонт много-квартирных домов и ремонт объектов спорта выявлены факты приёмки и оплаты невыполненных работ, а также невзыскания штрафных санкций, неэффективных расходов, составления подложных документов, неправомерного изменения условий договоров.

По итогам проведенной проверки Правительству области рекомендовано усилить контроль за финансовой деятельностью муниципальных образований, главам муниципальных образований направлены предложения по устранению допущенных нарушений.

Проведена проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных в 2013 году на содержание психоневрологических интернатов.

На территории Кировской области действует 11 психоневрологических интернатов. На начало 2014 года количество проживающих граждан в психоневрологических интернатах составило 2501 человек, очередь в психоневрологические дома-интернаты составляла 474 человека. В результате проведения Правительством области мероприятий по снижению очередности граждан ожидающих путевки в интернаты уже за 8 месяцев 2014 года очередь снизилась на 21%.

Всего на финансирование психоневрологических интернатов в 2013 году было выделено   469,9 млн. рублей средств областного бюджета.  

Департаментом социального развития Кировской области три психоневрологических интерната были переведены на аутсорсинг по организации питания проживающих в них граждан (Рублевский, Климковский, Новомедянский).   Расходы областного бюджета по аутсорсингу на 2013 год составили 36,5 млн. рублей. Контрольно-счетная палата отметила, что переход учреждений на аутсорсинг в сфере питания оказал положительное влияние на качество питания больных, не повлек дополнительных расходов областного бюджета и позволил руководителям учреждений сосредоточиться на своей профильной деятельности.

По итогам контрольного мероприятия установлено 654 нарушения на общую сумму 9,5 млн. рублей.

В ходе проверки установлено, что нормы питания по отдельным видам продуктов питания и нормы обеспечения мягким инвентарём, утвержденные постановлением Правительства Кировской области от 04.02.2003 №35/24 «О плате за стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов», не соблюдаются.

Питание проживающих в психоневрологических интернатах производилось с превышением норм по отдельным продуктам: муке, макаронным изделиям, сахару, при этом инвалиды зачастую получали меньше установленной нормы мяса, рыбы, отдельных видов молочной продукции.

Так, например, по продуктам питания, в КОГКУСО «Подосиновский психоневрологический интернат» больше нормы израсходовано муки пшеничной на 12 кг, масла растительного и маргарина на 112 кг, сахарного песка и кондитерских изделий на 83 кг. Меньше нормы израсходовано творога на 8 кг, мяса говядины - на 103 кг, рыбы свежемороженой - на 296 кг.

По мягкому инвентарю в КОГКУСО «Верхошижемском психоневрологический интернат» носков п/ш при потребности 156 пар (проживающих в интернате 130 человек) имеется только 10 пар, пальто зимнее при потребности 130 имеется 60, маек при потребности 624 имеется только 33.

При расходовании личных средств граждан (пенсий) на оплату стационара допускались ошибки при исчислении и взыскании платы за стационар. Подобные нарушения выявлены в КОГКУСО «Подлевский психоневрологический интернат» на сумму 16 тыс. рублей и в КОГАУСО «Каринский психоневрологический интернат» на сумму   6,5 тыс. рублей. В ходе проверки нарушения устранены.

При проверке КОГКУСО «Верхошижемский психоневрологический интернат» установлено, что по отдельным дееспособным гражданам допускалось приобретение товара сверх утвержденного количества. В КОГАУСО «Волче-Троицкий психоневрологический интернат», КОГКУСО «Подлевский психоневрологический интернат» и КОГАУСО «Каринский психоневрологический интернат» продукты питания и товарно-материальные ценности приобретались в суммах, превышающих суммы расходов, разрешенные органом опеки и попечительства.

В ходе контрольного мероприятия установлено, что средства отдельных граждан длительное время находятся без движения на лицевых счетах. Невостребованными являются личные средства умерших граждан. В среднем по интернатам сумма неиспользуемых средств умерших граждан составляет от 500,0 тыс. рублей до 5000 тыс. рублей. Всего по 10 психоневрологическим интернатам на счетах 718   умерших числиться 21,1 млн. рублей невостребованных денежных средств. Средства на счетах находятся от 8 до 20 лет.

В настоящее время вопрос перехода выморочного имущества в собственность Российской Федерации решается совместно с территориальным управлением Росимущества по Кировской области и Кировской областной нотариальной палатой.

В ходе проверки установлены факты представления подрядчиками подложных банковских гарантий, в качестве   финансового обеспечения по заключенным с департаментом социального развития государственным контрактам на выполнение строительных работ. Контрольно-счетная палата отмечает, что в случае невыполнения подрядчиками государственных контрактов наличие недостоверных банковских гарантий исключает возможность обращения взысканий в кредитную организацию.

По итогам проверки внесено представление в адрес департамента социального развития Кировской области и 7 представлений в адрес психоневрологических интернатов, составлены протоколы о привлечении к административной ответственности 2-х должностных лиц Климковского интерната.   По результатам проверок к дисциплинарной ответственности привлечено 18 должностных лиц, из них 6 отстранены от занимаемой должности.

        Результаты проверки направлены депутатам Законодательного Собрания Кировской области и Губернатору Кировской области.

В ходе контрольного мероприятия Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, направленных на реализацию ведомственных целевых программ, реализуемых управлением по делам молодежи Кировской области за 2012-2013 годы проанализирована деятельность управления по делам молодежи Кировской области по реализации трех ведомственных целевых программ («Молодежь Кировской области», «Студенчество Вятки» и «Патриоты Вятки»).

Всего на реализацию мероприятий ведомственных целевых программ в сфере молодежной политики (далее - ВЦП) было выделено 43,2 млн. рублей.

В целом реализация ВЦП оказала положительное влияние на развитие государственной молодежной политики на территории Кировской области. Активно проводились мероприятия патриотической направленности и в студенческой среде: во всех учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования области созданы студенческие общественные формирования, практически на всей территории области работают военно-патриотические клубы, поисковые отряды.

Вместе с тем проверка показала, что сложившаяся в сфере молодежной политики система распределения, использования и контроля бюджетных средств не в полной мере соответствует основным требованиям бюджетного, гражданского законодательства и бухгалтерского учета. Контрольно-счетной палатой установлено 271 нарушение на сумму 18,2 млн. рублей, что составляет 42,1% от общего объема проверенных средств.

На результативность реализации ВЦП и эффективность использования средств областного бюджета отрицательное влияние оказывали: несвоевременная подготовка нормативных правовых документов по предоставлению субсидий победителям конкурсов молодежных инициатив, некачественное планирование и исполнение мероприятий ВЦП.

Кроме того, в управлении были отмечены неудовлетворительная постановка бухгалтерского учета, низкое качество документооборота, отсутствие контроля за расходованием программных средств.

По итогам проверки руководитель управления по делам молодежи Кировской области отстранен от занимаемой должности. Управлением приняты меры по устранению нарушений и замечаний: устранено 85% нарушений на сумму 15,5 млн. рублей, приведена в соответствие с требованиями законодательства нормативная правовая база по расходованию субсидии.

Итоги контрольного мероприятия были представлены Губернатору Кировской области и депутатам Законодательного Собрания области.

Совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований проведена Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований за 2012-2013 годы.

       Всего за проверяемый период на реализацию проектов местных инициатив   (далее - ППМИ) израсходовано 683,1 млн. рублей, в том числе средств областного бюджета 493,1 млн. рублей, средств граждан, муниципальных образований и спонсоров 190 млн. рублей.

За счет выделенных денежных средств реализовано 700 муниципальных инициатив в сфере дорожного, коммунального хозяйства, благоустроены придомовые территории и места отдыха населения, построены детские и спортивные площадки.

Контрольное мероприятие подтвердило высокую социальную эффективность объектов, построенных в рамках проектов местных инициатив. Из 492 проверенных объектов не используются только 6, в основном по причине технических недоделок, допущенных подрядчиками.

Вместе с тем в ходе контрольного мероприятия установлено, что по вине администраций муниципальных образований остались не реализованными 4 проекта на сумму 1,9 млн. рублей (средства возвращены в областной бюджет). Администрациями допускались затягивание необходимых организационных процедур, некачественная подготовка проектной документации.

Причиной отказа от средств областной субсидии в размере 2,4 млн. рублей (2 проекта) в Орловском сельском поселении явилось необеспечение софинансирования проектов населением и спонсорами.

Установлены многочисленные факты (более 80) несвоевременной оплаты заказчиками работ, выполненных на объектах ППМИ подрядчиками, что свидетельствует о низком уровне финансовой дисциплины в муниципальных образованиях.

Выявлены нарушения, допускаемые администрациями муниципальных образований при расходовании сэкономленных при реализации проектов средств населения. Так, при отсутствии решения схода граждан в Подосиновском городском поселении сэкономленные средства от реализации проектов в размере 7,4 тыс. рублей направлены на заработную плату работников Дома культуры, еще 8,6 тыс. рублей использованы в общей массе расходов бюджета. Не возвращены остатки денежных средств населению в Медянском сельском поселении Юрьянского района, г. Слободском, Свечинском, Уржумском сельских поселениях и ряде других муниципальных образованиях.

Контрольно-счетными комиссиями зафиксировано невыполнение работ в полном объеме по 34 объектам ППМИ, неправомерная оплата невыполненных подрядчиками работ составила 2,1 млн. рублей. Отмечено некачественное выполнение работ на 30 объектах. Сорваны первоначально установленные сроки сдачи по 246 объектам.

По итогам контрольного мероприятия контрольно-счетными органами в адрес администраций муниципальных образований внесено 112 представлений по устранению выявленных нарушений.  Материалы проверок переданы в прокуратуру Кировской области, по результатам их рассмотрения 2 должностных лица привлечены к административной ответственности. Кроме того, привлечено к дисциплинарной и материальной ответственности 21 должностное лицо. В целом администрациями муниципальных образований устранено нарушений на общую сумму 13,4 млн. рублей, что составляет 83% от общего объема финансовых нарушений, установленных в результате проведенного мероприятия.

Итоги контрольного мероприятия обсуждены на расширенном заседании Коллегии Контрольно-счетной палаты в режиме видеоконференции. Результаты проверки и информация об устранении нарушений направлены депутатам Законодательного собрания области и Губернатору Кировской области.

По предложению Губернатора Кировской области проведена проверка законности и эффективности использования бюджетных средств на строительство, реконструкцию и ремонт объектов физкультуры и спорта областной и муниципальной собственности и использования таких объектов. Проверка проведена совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований и прокуратурой Кировской области.

Начиная с 2009 года, спортивная инфраструктура Кировской области получила значительное развитие. В рамках областных целевых программ за 2009-2014 годы на развитие спортивной инфраструктуры направлено 1781,2 млн. рублей, что позволило провести строительство и реконструкцию 22 спортивных объектов. Введены в эксплуатацию 11 новых спортивных сооружений, проведен ремонт 42 муниципальных спортивных объектов в 30 муниципальных образованиях. Доля населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом, возросла с 17% в 2009 году до 24% в 2013 году.

Вместе с тем результаты аудита свидетельствуют о недостаточной эффективности бюджетных расходов на строительство, реконструкцию и ремонт спортивной инфраструктуры. Всего в ходе проверки Контрольно-счётной палатой и муниципальными контрольно-счётными органами выявлено 483 нарушения и недостатка на сумму 140,8 млн. рублей.

Отдельные нарушения и недостатки допущены при проектировании и строительстве областных спортивных объектов (государственным заказчиком работ являлся КОГКУ «УКС»). Так, при проектировании и строительстве Дворца единоборств в г. Кирове были учтены не все необходимые нормативы, что сегодня не позволяет вести учебно-тренировочный процесс в залах, находящихся в цокольном этаже.

Спортивные сооружения ВятОСДЮСШОР спроектированы и реконструированы с многочисленными отступлениями от норм.

Спроектированная и выполненная система отопления крытого тренировочного катка «Дымка» не обеспечивает необходимый температурный режим в раздевалках, зале хореографии и других помещениях. После проверки проектное решение изменено, завершается переустройство системы отопления.

Кроме того, в ходе проверки отмечено, что в нарушение Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ДЮСШ «Дымка» не имеет лицензии для ведения образовательной деятельности, хотя фактически ее осуществляет.

На муниципальном уровне сохраняются типовые нарушения и недостатки при использовании бюджетных средств на строительство и ремонт.

Нарушения, связанные с выполнением работ по некачественной или непроверенной проектной документации, следствием которых явилось завышение стоимости работ, затягивание сроков, снижение качества, установлены в Лебяжском, Омутнинском, Кикнурском, Орловском, Кумёнском и других районах.

Ненадлежащие организация и проведение строительного контроля, приёмка невыполненных и некачественно выполненных работ отмечены проверками в Зуевском, Кумёнском, Лебяжском, Омутнинском, Мурашинском, Подосиновском районах.

Приёмка невыполненных или некачественно выполненных работ допускалась в Лебяжском, Омутнинском, Нолинском, Подосиновском, Уржумском, Свечинском, Кикнурском районах, городах Киров, Кирово-Чепецк, Слободской, всего на сумму 1 238,2 тыс. рублей.

В отдельных муниципальных образованиях отмечено непредъявление штрафных санкций за несвоевременное или некачественное выполнение работ.

В ряде муниципальных образований отмечены факты неэффективного использования построенных и отремонтированных спортивных объектов. Так, культурно-спортивный комплекс в с.Лаж Лебяжского района загружен лишь на 9% от возможностей, при этом затраты на ремонт составили 2971,5 тыс. рублей.

Теннисный корт в г.Котельниче (стоимость 302 тыс. рублей) с момента ввода в эксплуатацию (декабрь 2009 года) не использовался, в октябре 2014 года на месте корта построена спортивная площадка, стоимость которой составила 1357,3 тыс. рублей.

Культурно-спортивный комплекс в с.Красное Лебяжского района не эксплуатировался в течение двух лет, при этом затраты на ремонт составили 1002,2 тыс. рублей, на содержание - 346,5 тыс. рублей.

Результаты аудита были рассмотрены 30.12.2014 на Коллегии Контрольно-счётной палаты с участием Губернатора Кировской области Н. Ю. Белых. В формате видеоконференции в Коллегии принимали участие главы администраций муниципальных образований и руководители муниципальных контрольно-счётных органов.

О результатах проверки проинформированы депутаты Законодательного Собрания области.

Совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований проведена проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы Кировской области «Развитие культуры» в 2013-2014 годах.

           На выполнение мероприятий государственной программы «Развитие культуры» в проверяемом периоде было выделено 938,4 млн. рублей.   Реализация программы позволила осуществить капитальный ремонт в учреждениях культуры, подключить сельские библиотеки к сети «интернет»,   начать новые туристические проекты,   проводить работу по выявлению объектов культурного наследия и формированию единого реестра объектов культурного наследия Кировской области.

        Вместе с тем, проверкой выявлены факты неэффективного использования бюджетных средств и муниципального имущества находящегося в распоряжении учреждений культуры. Кроме того, проверка показала, что процесс создания новых туристических проектов был существенно затянут, реестр объектов культурного наследия Кировской области не сформирован.

     Всего по итогам мероприятия установлено финансовых нарушений на сумму 128 млн. рублей, что составляет 13,6 % от общей суммы выделенных ассигнований. В адрес проверенных учреждений направлено 50 представлений по устранению выявленных нарушений и замечаний.

Материалы проверки направлены в адрес Губернатора и депутатов Законодательного Собрания Кировской области.

Совместно с прокуратурой Кировской области и контрольно-счётными органами муниципальных образований проведена проверка законности и результативности использования средств областного бюджета, направленных на государственною поддержку малого и среднего предпринимательства в Кировской области за 2010-2013 годы.

За 2010 – 2013 годы расходы областного бюджета   на господдержку предпринимательства в рамках областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» составили 1130,4 млн. рублей.

Реализация программы способствовала развитию малого предпринимательства в Кировской области. Отмечен ежегодный прирост налоговых поступлений в консолидированный бюджет области от субъектов малого предпринимательства.

По итогам контрольного мероприятия установлено 488 нарушений на общую сумму 71,8 млн. рублей.

Проверкой установлено, что областным Фондом поддержки предпринимательства допускались нарушения при осуществлении расходов на текущую деятельность (в том числе неправомерные расходы на премирование директора в размере 1480 тыс. рублей).

Выявлены нарушения и недостатки в деятельности муниципальных фондов. Допускалась выдача займов предпринимателям, не представившим необходимых документов, предусмотренных правилами выдачи займов. Отсутствовал контроль за целевым и эффективным использованием заёмщиками полученных средств.

Установлены случаи расходования субсидий, полученных фондами из местных бюджетов, и займов, полученных от областного Фонда, на цели, не предусмотренные условиями получения средств, случаи неэффективного расходования субсидий, злоупотребления при использовании денежных средств.

Широко распространены нарушения при использовании муниципальными фондами переданного им муниципального имущества: передача имущества в субаренду без согласия местных администраций, без оформления документов, без взимания арендной платы, использование имущества не по целевому назначению, неиспользование имущества.

Нарушения и злоупотребления, выявленные контрольно-счетными органами и прокуратурой Кировской области, свидетельствуют о низком уровне законности в сфере кредитной кооперации.

При недостаточности финансовых ресурсов местных бюджетов программы развития предпринимательства на местном уровне носили преимущественно декларативный формальный характер, не выполнялись мероприятия и показатели программ.

Большинство муниципальных фондов убыточны, отдельные фонды вообще не вели деятельности.

Реализация большинства механизмов господдержки осуществляется через областной Фонд поддержки предпринимательства и департамент развития предпринимательства и торговли.

Выборочной проверкой получателей господдержки в виде грантов установлено невыполнение отдельными ее получателями заявленных показателей эффективности. При этом тремя получателям господдержки (из 19 проверенных) при невыполнении показателей эффективности бюджетные средства в размере 1,8 млн. рублей не возвращены в областной бюджет, как это было предусмотрено условиями договоров, заключенными с департаментом развития предпринимательства и торговли. С 2012 года в договорах на предоставление господдержки отсутствует условие возврата средств в случае недостижения показателей эффективности.

По итогам проверки муниципальными контрольно-счётными органами направлено 41 представление и 1 предписание, 4 человека привлечено к дисциплинарной ответственности.

В целях устранения выявленных нарушений направлено представление в департамент развития предпринимательства и торговли  Кировской области.

О результатах проверки проинформированы Законодательное Собрание Кировской области и Губернатор Кировской области.

В 2015 году Контрольно-счетной палатой будет осуществлена проверка полноты устранения нарушений, установленных в отчетном периоде.

Проведена проверка использования субсидии из областного бюджета газоснабжающим организациям на возмещение части недополученных доходов от реализации сжиженного газа населению для бытовых нужд.

Всего в 2012 – 2013 годах в связи с государственным регулированием цен на сжиженный газ предоставлены субсидии ОАО «Газпром газораспределение Киров» (единственной газоснабжающей организации, осуществляющей реализацию сжиженного газа населению для бытовых нужд) в объеме 349,1 млн. рублей.

В ходе проверки выявлено нарушений на сумму 134 млн. рублей.

Фактов нецелевого использования бюджетных средств проверкой не установлено, вместе с тем выявлены нарушения бюджетного законодательства и порядка утверждения розничных цен на сжиженный газ.

При утверждении розничных цен на сжиженный газ на 2012 – 2014 годы региональной службой по тарифам Кировской области (далее – РСТ) не соблюдалась обязательная процедура их согласования департаментом энергетики и газификации Кировской области.

Проверкой установлено, что объемы субсидий газоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов, утвержденные законами об областном бюджете, превысили объемы, учтенные РСТ при утверждении розничных цен на сжиженный газ в 2012 - 2013 годах, что привело к излишнему предоставлению субсидий ОАО «Газпром газораспределение Киров» в 2013 году на сумму 2345,3 тыс. рублей. В феврале 2014 года денежные средства возвращены в областной бюджет.

Установлено, что в нарушение ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.8 Порядка предоставления субсидий департаментом энергетики и газификации Кировской области предоставлены ОАО «Газпром газораспределение Киров» субсидии на сумму 129,8 млн. рублей при наличии просроченной задолженности по единому социальному налогу (ЕСН).

В целях устранения выявленных нарушений Контрольно-счетной палатой Кировской области направлено представление в департамент энергетики и газификации Кировской области. О результатах проверки проинформированы Законодательное Собрание Кировской области и Губернатор Кировской области.

Результаты контрольного мероприятия по проверке эффективности и результативности использования имущества, находящегося в государственной собственности Кировской области, переданного КОГУП «Полиус» за период 2011-2013 годы в очередной раз подтвердили, что существующая система организации и управления государственными унитарными предприятиями не в полной мере обеспечивает реализацию заявленных целей их деятельности.

Так, в КОГУП «Полиус» задачи по сохранению на имеющемся уровне объема сдаваемых площадей и увеличению степени их загрузки, предусмотренные бизнес-планами, не выполнены. Общая площадь неиспользуемых объектов недвижимости на начало 2014 года составила 7 тыс. кв.м, или 35% общей площади объектов Предприятия.

Снижение объема капитальных вложений за 2011-2013 годы не позволило обеспечить повышение ликвидности государственного имущества, находящегося в хозяйственном ведении Предприятия (снижение затрат по статье «ремонт основных средств» составило 60%).

В то же время финансовая отчетность Предприятия свидетельствует об увеличении и накоплении в проверяемом периоде свободных финансовых ресурсов. Свободные денежные средства размещались Предприятием на депозитных счетах в коммерческом банке в целях получения дополнительной прибыли в виде процентов по вкладу, за 2012-2014 годы размещено 13 млн. рублей.

По мнению Контрольно-счетной палаты данная ситуация явилась следствием того, что бизнес-планами Предприятия не предусмотрены инвестиционные программы, не определены основные направления использования чистой прибыли, не обозначены направления и ожидаемые результаты капитальных вложений.

Существенное занижение плановых показателей эффективности, предусмотренные бизнес-планами (характерно для большинства унитарных предприятий), свидетельствует об отсутствии заинтересованности, как со стороны предприятия, так и со стороны собственника   в получении максимально возможного дохода от использования государственного имущества.

Государственные унитарные предприятия, как показывают проверки,   имеют существенные резервы экономии затрат, повышения эффективности работы и, соответственно, увеличения отчислений в бюджет Кировской области. По итогам контрольного мероприятия Контрольно-счетная палата рекомендовала департаменту государственной собственности, органам исполнительной власти области усилить контроль за деятельностью подведомственных организаций, обратив особое внимание на соблюдение предприятиями установленных систем оплаты труда и экономию расходов.

Проведена проверка устранения нарушений, выявленных в 2013 году по использованию бюджетных средств, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Результаты проверки свидетельствуют о недостаточности принятых мер по устранению нарушений органами исполнительной власти области и КОГУП «Агентство энергосбережения»:

не выполнены требования законодательства о проведении обязательных энергетических обследований, которые должны быть завершены до 31.12.2012. По состоянию на 01.04.2014 энергоаудит проведен в 93% областных и 81% муниципальных организаций;

в КОГУП «Агентство энергосбережения» повторно отмечены факты неэффективного управления консолидированными средствами фонда энергосбережения, в том числе несвоевременное ведение претензионно-исковой работы, переносы срока возврата беспроцентных займов, позволявшие заемщикам избегать уплаты неустоек.

Кроме того, в ходе проверки отмечены факты установления высокого уровня наценки 15% – 126% при осуществлении Агентством энергосбережения деятельности по перепродаже оборудования по договорам с сельскими муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями   (при средней наценке 10%).

Проверка полноты устранения нарушений, выявленных в 2013 году по использованию средств областного бюджета и государственного имущества в КОГУП «Облкоммунсервис» показала, что меры, предпринятые со стороны собственника, не способствовали повышению эффективности работы предприятия.

На предприятии сохраняется низкий уровень рентабельности: при объеме выручки 91 млн. рублей за 2013 год, размер чистой прибыли составил 79 тыс. рублей.   

Не ведется систематической работы по взысканию дебиторской задолженности, что зачастую приводит к невозможности взыскания средств и списанию задолженности из-за истечения срока исковой давности.

При отсутствии доходов и ликвидного имущества у дочернего предприятия ООО «Коммунсервис», с момента предыдущей проверки выросла его задолженность   перед КОГУП «Облкоммунсервис» на 1,9 млн. рублей (на 53%).

Контроль расходов на закупку товаров, выполнение работ

и оказание услуг для государственных нужд

Со вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе) с 2014 года у Контрольно-счетной палаты появились новые полномочия по проведению аудита эффективности государственных закупок.

Первый такой аудит был проведен в управлении охраны и использования животного мира Кировской области. Выводы по его итогам свидетельствуют о низкой эффективности государственных закупок, одной из причин которой является сложность перехода на контрактную систему, как для заказчиков, так и для участников закупок. Экономия денежных средств в результате снижения начальной (максимальной) цены на аукционах и запросах котировок составила только 1%, половина объявленных процедур не состоялась.

Вместе с тем имеющие место нарушения требований Федерального закона о контрактной системе создают риски не достижения целей государственных закупок, а также снижают их эффективность. В числе выявленных нарушений: некачественное планирование закупок, завышение начальной (максимальной) цены контракта, необоснованное отклонение заявки на участие в электронном аукционе, ненадлежащее проведение экспертизы при приемке товаров, работ, услуг, а также отсутствие ведомственного контроля за соблюдением подведомственным учреждением требований нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Информация о результатах аудита направлена в органы исполнительной власти для сведения и устранения подобных нарушений.

Взаимодействие с прокуратурой Кировской области

Взаимодействие Контрольно-счетной палаты с органами прокуратуры Кировской области осуществлялось в рамках заключенных Соглашений о взаимодействии и в соответствии с Планом работы Контрольно-счетной палаты.

В 2014 году совместно с Прокуратурой Кировской области было проведено 3 контрольных мероприятия:

Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в Кировской области за 2010-2013годы.

По результатам совместной проверки прокуратурой области и районными прокурорами направлено 6 представлений руководителям органов местного самоуправления; возбуждено 5 уголовных дел (в том числе 3 в отношении Клиндухова В.А.), 20 административных производств, проводятся 2 доследственные проверки, 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Дополнительно, согласно информации Прокуратуры Кировской области от 08.08.2014, в ходе изучения материалов проверки использования средств, направленных на господдержку предпринимательства прокуратурой области была инициирована проверка, в ходе которой выявлено 358 нарушений действующего законодательства, опротестовано 45 незаконных правовых актов органов местного самоуправления, внесено 61 представление, по результатам рассмотрения которых 6 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, в суды направлено более 50 исковых заявлений, 16 из них рассмотрены и удовлетворены.

Результаты проверки рассматривались на заседании Коллегии областной Прокуратуры при участии сотрудников Контрольно-счётной палаты.

Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на содержание психоневрологических интернатов за 2012-2013 годы.

В ходе проверки Прокуратурой Кировской области внесено 3 представления об устранении нарушений в Подосиновский, Каринский и Волче-Троицкий психоневрологические интернаты, инициировано 2 доследственные проверки.

В части предоставления поддельных банковских гарантий планируется передача материалов для проведения проверки в Управление по надзору за исполнением федерального законодательства.

В соответствии с ч. 2 ст. 37 УПК РФ материалы по Подосиновскому психоневрологическому интернату направлены в Лузский МСО СУ СК по Кировской области для проведения проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ на предмет наличия в действиях бывшего директора учреждения Шутовой Л.И. составов преступлений, предусмотренных ст.ст. 292, 293 УК РФ.

В отношении руководителей ООО «Гефест» и ООО ПКФ «Зодчий», выполнявших строительные работы в Подосиновском психоневрологическом интернате материалы направлены в ОП «Подосиновское» МО МВД России «Лузский» для проверки на предмет наличия в их действиях состава преступления, предусмотренного ст.159 УК РФ.

Результаты рассмотрения материалов находятся на контроле Контрольно-счетной палаты.

Проверка законности и результативности использования бюджетных средств на строительство, реконструкцию и ремонт объектов физкультуры и спорта в 2013-2014 годах.

В рамках совместной проверки органами прокуратуры Кировской области выявлено свыше 40 нарушений законодательства, внесено 3 представления, возбуждено уголовное дело, инициировано 3 доследственные проверки, возбуждено 2 административных производства, подготовлено 3 проекта исковых заявлений в Арбитражный суд Кировской области о признании недействительными заключенных в нарушение требований закона дополнительных соглашений к муниципальным контрактам.

Кроме того, в Прокуратуру Кировской области для рассмотрения и принятия мер прокурорского реагирования направлены материалы по результатам 4 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий:

1. Анализ эффективности программ приватизации государственного и муниципального имущества за 2011-2013 годы.

Согласно ответу, полученному от Прокуратуры Кировской области, по результатам экспертно-аналитического мероприятия в части реализации программ приватизации государственного имущества не выявлены нарушения действующего законодательства, требующего вмешательства органов прокуратуры.

По результатам проверки информации, содержащейся в отчете Контрольно-счетной палаты о реализации программ приватизации муниципального имущества, горрайпрокурорами принесено 2 протеста на незаконные правовые акты, внесено 8 представлений, в представительные органы власти в порядке законотворческой инициативы направлено 4 проекта нормативных правовых актов.

2. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Свечинского района.

3. Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований в 2012-2013 годах.

4. Проверка эффективности и результативности использования имущества, находящегося в государственной собственности Кировской области, переданного КОГУП «Полиус» в 2011-2013 годах.

По трём указанным выше контрольным мероприятиям процессуальных решений не принято. Результаты рассмотрения материалов находятся на контроле Контрольно-счетной палаты.

По результатам проведённой в 2013 году проверки КОГУП «Обкоммунсервис» правоохранительными органами в отношении директора предприятия В.И. Липатникова в 2014 году возбуждено 3 уголовных дела по ч.3 статьи 160 УК РФ. В.И. Липатников признан виновным и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 120 тыс. рублей.

Взаимодействие с контрольно-счетными органами

муниципальных образований

В 2014 году одним из приоритетных направлений деятельности Контрольно-счетной палаты Кировской области было повышение эффективности государственного и муниципального финансового контроля, внедрение новых форм и методов внешнего финансового контроля в условиях реализации реформ бюджетного процесса и совершенствование единой системы учета результатов работы по внешнему финансовому контролю в регионе.

В соответствии с Планом работы Контрольно-счетной палаты совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований в 2014 году проведено 8 мероприятий. Проверено использование бюджетных средств, направленных на реконструкцию и ремонт объектов физкультуры и спорта, содержание психоневрологических интернатов, реализацию инвестиционных программ и проектов общественной инфраструктуры, государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также проведен анализ программ приватизации имущества и мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет.

Совместные мероприятия способствовали более широкому охвату проверками объектов и бюджетных средств, позволили выявить типовые нарушения и недостатки, сформулировать глубокие выводы по существующим системным проблемам.

Для повышения уровня взаимодействия в течение года председатели контрольно-счетных органов привлекались к рассмотрению совместных мероприятий на Коллегии Контрольно-счетной палаты, в том числе в формате видеоконференций.

Всего в 2014 году контрольно-счетными органами проведено 1303 мероприятия. Сохраняется количество выявляемых нарушений, основная их часть по прежнему связана с нарушениями бюджетного законодательства. При этом неэффективное и нецелевое использование бюджетных средств составило 120,7 млн. рублей и 8,5 млн. рублей соответственно.

По итогам проверок принято и реализовано органами местного самоуправления 2174 предложения, в правоохранительные органы передано 172 материала проверок, возбуждено 10 уголовных дел.

Информационная деятельность

В соответствии с Законом Кировской области «О Контрольно-счетной палате Кировской области» Контрольно-счетная палата Кировской области работает со средствами массовой информации по принципу гласности и открытости.

В истекшем году Контрольно-счетная палата использовала возможности по информированию о своей деятельности через областные коммуникационные каналы, работающие с самыми разными аудиториями населения.

Эффективно функционировал официальный сайт Контрольно-счетной палаты, на котором размещено свыше 40 информационных материалов. В 2014 году сайт посетили более 12 тысяч человек.

В СМИ передавалась оперативная новостная информация,   готовились пресс-релизы по запросам журналистов, сюжеты в новостных программах областных телерадиокомпаний, авторских телепередачах «120 секунд» СТС, «Мнение» РЕН-ТВ, «Дневной разворот» на «Эхо Москвы. Киров» и других. Обеспечено информационное сопровождение работы Коллегии КСП, Совета КСО, контрольной и экспертно-аналитической деятельности.

Руководителем Контрольно-счетной палаты были даны интервью журналистам изданий «Бизнес Новости», «Вятский край», «Российская газета», «Вести.Киров», «Репортеръ», «Деловая Вятка» и др.

В 2014 году в СМИ прошло 368 материалов о деятельности областного контрольного органа, в том числе в центральной и региональной печати опубликована 81 статья, остальные материалы - на информационных сайтах, в АКСОР, в теле-радиоэфире.

Одним из направлений деятельности Контрольно-счетной палаты является совместная деятельность с депутатами Законодательного Собрания Кировской области по повышению информационной открытости в сфере государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств.

На заседания Коллегии Контрольно-счетной палаты приглашались депутаты, представители пресс-службы Законодательного Собрания Кировской области. В сети интернет на официальных сайтах Контрольно-счетной палаты и Законодательного Собрания Кировской области   размещалась информация об итогах совместной контрольной деятельности.

Третий год   выходит в эфир программа «Законный интерес» - совместный информационный проект с депутатами Законодательного собрания Кировской области. Телепередача выпускается на базе телекомпании « ТВ 43-й регион» и транслируется на основных телевизионных каналах области: «ТНТ», «РЕН-ТВ», КГТРК-Вятка (телеканал Россия 1).

В 2014 году в передачах принимали участие депутаты: А.М.Ивонин, В.Г.Бакин, С.С.Гущин, В.Н. Женихов,   М.В.Курашин, А.А.Князев, П.М.Кислицын, М.В.Лихачев, М.В.Конышев, С.Н.Масленникова,   Н.Г. Дубравин, Д.М.Русских, М.С.Созонтова, В.Н.Туруло, В.Л. Шулаев, А.Г. Харюшин, В.Н.Ягдаров. В передачах также участвуют главы районов, специалисты районных администраций, председатели контрольно-счетных комиссий.

Интересной формой информационного взаимодействия Контрольно-счетной палаты и Законодательного Собрания Кировской области стали телесюжеты новостного проекта «Новости ОЗС», который вышел на экраны в 2014 году. В нем транслировались анонсы предстоящих совместных проверок, краткие сюжеты из прошедших передач, новости, в которых отражалась контрольная деятельность. Сюжеты с заседания комитетов ОЗС также использовались при подготовке телепередач.

Программы «Законный интерес» и «Новости ОЗС» неоднократно обращались к итогам проверок эффективного использования бюджетных средств, выделенных на ремонт дорог, модернизацию образования и здравоохранения, социальную сферу и др. Несколько передач были посвящены устранению нарушений, выявленных при проведении совместных с депутатами контрольных мероприятий.

В 2014 году вышло в эфир 8 выпусков телевизионных программ «Законный интерес», 9 телесюжетов, размещено на сайте Законодательного Собрания Кировской области 26 материалов по совместному контролю.

Руководители и специалисты Контрольно-счетной палаты принимали участие в выездных заседаниях профильных комитетов Законодательного Собрания Кировской области в Зуевском районе по вопросам строительства музея-усадьбы Рябово и эффективности господдержки сельхозтоваропроизводителей.

В целях объективной оценки взаимодействия Контрольно-счетной палаты с общественностью через средства массовой информации проводился ежедневный мониторинг прессы и информационных сайтов ведущих областных СМИ, а также анализ работы контрольно-счетных органов с официальными информационными сайтами по вопросу информирования населения об их деятельности.

Основные направления деятельности

Контрольно-счётной палаты в 2015 году

При составлении Плана работы Контрольно-счетной палаты на 2015 год рассмотрены и учтены предложения депутатов Законодательного Собрания области, Губернатора, Прокуратуры Кировской области.

Всего предусмотрено проведение 10 экспертно-аналитических и 17 контрольных мероприятий. Большая часть контрольных мероприятий расширена до аудита эффективности, предусматривающего   оценку экономности и результативности использования бюджетных средств.

В текущем году продолжится поиск резервов для укрепления доходной части бюджета области. Планируется проверить поступление доходов от аренды имущества, находящегося в государственной собственности Кировской области и имущества, находящегося в муниципальной собственности. Будет дана оценка эффективности предоставления частным инвесторам льгот по налогу на прибыль.

В 2015 году внимание Контрольно-счетной палаты будет сосредоточено на:

оценке рисков недопоступлений доходов, связанных с некачественным планированием;

эффективности реализации государственных программ в условиях снижения их финансирования;

  экономии расходов областного бюджета, осуществляемых, в том числе посредством государственных закупок.

В текущем году будет продолжено взаимодействие с контрольно-счетными органами муниципальных образований. Планом работы предусмотрено проведение пяти совместных мероприятий, что позволит охватить финансовым контролем весь объем бюджетных средств, направленных на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, а также использование средств бюджета Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования. Совместно с контрольно-счетной комиссией Омутнинского района будет проведена проверка законности и результативности использования средств межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджету района.

Продолжится работа, направленная на повышение качества контрольной и экспертно-аналитической деятельности. Дальнейшее развитие получит сотрудничество Контрольно-счетной палаты с правоохранительными и контролирующими органами.



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru