Послание Губернатора Кировской области Н.Ю.Белых Законодательному Собранию Кировской области «О социально-экономическом положении в Кировской области»

24.06.2015


Послание Губернатора Кировской области Н.Ю. Белых

Законодательному Собранию о социально-экономическом положении

Кировской области

Уважаемые депутаты Законодательного собрания, главы органов местного самоуправления, руководители предприятий и общественных организаций! Уважаемые приглашенные!

В соответствии с полномочиями, определенными Уставом Кировской области, в очередной раз обращаюсь к вам с ежегодным посланием о социально-экономическом развитии Кировской области.

В сегодняшнем послании я представлю свое видение состояния основных сфер жизни региона, перспектив нашей совместной работы на ближайшее будущее, сформулирую ряд поручений правительству региона. Разумеется, Правительство области в своей работе ориентируется на выполнение всех поручений Президента страны Владимира Владимировича Путина, на активное взаимодействие с депутатским корпусом, бизнес-сообществом, общественными организациями для выработки оптимальных путей развития региона.

Я не буду отдельное останавливаться на итогах работы в 2014-м году, поскольку они неоднократно рассматривались в публичном формате и я в апреле выступал перед Вами с отчетом о результатах деятельности Правительства Кировской области.

2015 год – год новых вызовов и новых испытаний. Сегодня нашей экономике необходимо перестраиваться под новые экономические реалии. Но, как известно, кризис – это не только испытания, это и возможности. Это наш шанс запустить новые производства, реализовать свои программы, выйти на другой, более высокий уровень.

Предстоящие два года будут сложными для экономики области. И нам предстоит огромная работа. Все предпосылки для выполнения намеченных целей для этого есть – у нас сформирована эффективная и сильная команда.

Отмечу, что на сегодняшний день завершена оптимизация структуры органов исполнительной власти области, сформированы министерства.

В результате проведенных организационно-штатных мероприятий:

-     количество органов исполнительной власти области с 33 сократится до 24,

-     штатная численность органов исполнительной власти с 1 января 2016 года сокращается почти на 10%,

-     ожидаемый экономический эффект от реорганизации органов в 2016 году составит около 70 млн. рублей средств областного бюджета. Сумма может показаться небольшой, но я обращаю внимание, что это именно экономия на управленческих расходах, которые и так у нас невелики.

Эта работа будет продолжена. Основной эффект экономии бюджета мы ожидаем от оптимизации наших учреждений, которой занимается соответствующая комиссия.

Таким образом, можно говорить не только об организационном, но и экономическом эффекте.

Антикризисные мероприятия

Вы знаете, что 27 января 2014 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 98-р утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности.

Региональный план был разработан Правительством Кировской области с учетом мероприятий федерального антикризисного плана.

В среднесрочной перспективе нам необходимо реализовать меры, направленные на активизацию структурных изменений в экономике, стабилизацию работы системообразующих организаций в ключевых отраслях и достижение сбалансированности рынка труда, смягчение последствий роста цен на социально значимые товары и услуги для семей с низким уровнем доходов, достижение положительных темпов прироста экономики и социальной стабильности.

В целях осуществления оперативного мониторинга ситуации в экономике, социальной стабильности, уровня безработицы и высвобождения работников, реализации мероприятий плана обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Кировской области, ситуации на системообразующих предприятиях создан оперативный штаб.

Отмечу, что на уровне муниципальных районов и городских округов области также созданы комиссии по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. В настоящее время в муниципальных образованиях разработаны и утверждены планы антикризисных мероприятий на 2015 – 2017 годы.

Кроме того, находясь в ситуации антикризисного управления, по ряду предприятий мы ведем работу фактически в режиме ручного управления и решения проблем в ручном режиме, отстаивая их интересы перед федеральными органами власти, крупными контрагентами. Правительство области и я лично фактически в переговорах берем на себя обязательства за добросовестность ряда предприятий, понимая что мы не просто поддерживаем менеджмент, но отстаиваем интересы сотен и тысяч работающих кировчан, интересы экономики области. Мы должны быть уверены, что предприятия соответствуют добросовестным стандартам качества, финансовой отчетности, налогов – то есть должны быть прозрачны. Я поручаю заместителю Председателя Правительства области Бересневу Роману Александровичу и департаменту государственной собственности проработать вопрос по вхождению представителей от Кировской области в советы директоров и иные органы управления предприятий, интересы которых мы защищаем на федеральном уровне.

Обозначу необходимый минимум задач на последующие годы.

1. Реализация пакета антикризисных мер: развитие сельского хозяйства, поддержка вятских товаропроизводителей, среднего и малого бизнеса, совершенствование региональной налоговой политики, усиление налоговой дисциплины. Оптимизация бюджета и сокращение расходов, эффективное управление государственным имуществом.

2. Реализация Дорожной карты по улучшению значений показателей Кировской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, координация усилий органов власти всех уровней по улучшению предпринимательского и инвестиционного климата в регионе;

3. Привлечение инвестиций в строительство доступного жилья, развитие сети автодорог Кировской области, развитие авиаперевозок, благоустройство территорий, газификацию области.

4. Социальная политика. Выполнение «майских» указов президента: сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности их жизни, развитие социальной инфраструктуры. Предоставление адресной социальной поддержки.

5. Повышение доступности государственных и муниципальных услуг для населения, в том числе, получаемых в электронном виде.

Принятый в июне 2014 года Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» создал единую систему стратегического планирования, взаимоувязанную с системой территориального и бюджетного планирования.

В рамках реализации закона необходимо изменение подходов к стратегическому планированию, в том числе документов стратегического планирования, как на региональном, так и муниципальном уровнях.

Поставленные мной задачи должны найти свое отражение в разрабатываемых на территории региона документах стратегического планирования.

Остановлюсь на основных приоритетах нашей работы более подробно.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА БИЗНЕСА

Многие элементы государственной политики, в том числе в  налоговой сфере, пока не в полной мере настроены на стимулирование инновационного развития как страны в целом, так и региона в частности. Для бюджета сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов от внешнеэкономической конъюнктуры.

Проведя всестороннее обсуждение мер государственной поддержки с бизнес-сообществом, Правительство Кировской области видит приоритетной целью создание благоприятных условий для развития предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории Кировской области, конечным результатом которой станет обеспечение экономического роста региона. Важным аспектом становится работа в сфере налогового стимулирования.

Особо хочу подчеркнуть, что усилия власти как и прежде будут сконцентрированы в 2-х основных направлениях стимулирования субъектов предпринимательской деятельности:

1. Предоставление налоговых льгот по отдельным видам налогов для различных категорий налогоплательщиков (по налогу на имущество организаций, налогу на прибыль организации, транспортному налогу при применении общей системы налогообложения);

2. Использование специальных налоговых режимов налогообложения для субъектов малого предпринимательства.

Очередным важным шагом в текущем году, подтверждающим заинтересованность Правительства области в развитии инвестиционной деятельности на территории Кировской области, стала инициатива по отмене ограничений для получателей льгот по вышеуказанным налогам. Поддержка бизнес-сообщества и Законодательного Собрания Кировской области в данном вопросе еще раз свидетельствует о верности выбранного курса экономической политики.

С 2015 года приняты решения по освобождению от уплаты налога на имущество организаций, носящие точечный, строго целевой характер, касающиеся финансовой поддержки отдельных категорий налогоплательщиков в связи с высокой степенью износа основных фондов – это организации, оказывающие услуги почтовой связи населению области и организации, обеспечивающие аэропортовую деятельность.

Важное значение имеет поддержка одной из системообразующих отраслей экономики региона, а именно сельского хозяйства.

Сохранены и продолжают действовать в текущем году региональные налоговые льготы для сельскохозяйственных товаропроизводителей, на основании которых они освобождены от уплаты налога на имущество и транспортного налога. В текущем году поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей от предоставления налоговых преимуществ по региональным налогам составит   более 500,0 млн.рублей.

Продолжится поддержка в части предоставления льгот по налогу на имущество для предприятий осуществляющих производство мяса и мясопродуктов, молочных продуктов. Анализ эффективности данных инструментов наглядно демонстрирует, что модернизация производства позволяет:

- развивать сельскохозяйственное производство области в интеграции с переработчиками сельскохозяйственного сырья;

- создавать новые рабочие места;

- увеличивать поступления в бюджет региона.

Для дальнейшего внедрения новых технологий в растениеводстве и животноводстве с целью снижения себестоимости продукции, затрат труда, увеличению роста уровня рентабельности сельскохозяйственного производства и материально-технической базы сельского хозяйства Кировской области, Правительство области намерено и дальше продолжать предоставление налоговых льгот сельскохозяйственным товаропроизводителям области.

Также, говоря в целом о поддержке аграриев, Правительством РФ предложен новый механизм государственной поддержки в виде субсидий из федерального бюджета на возмещение части прямых затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса. Это новое направление очень интересно для Кировской области и, по мнению специалистов, даст дополнительный импульс развития отрасли в регионе.

Кроме того, аналогичные подходы обсуждены и одобрены на совещании с активом руководителей ведущих сельхозорганизаций области.

Поэтому поручаю министерству сельского хозяйства до конца текущего года произвести расчеты необходимой суммы государственной поддержки из областного бюджета, которые будут направлены на возмещение части прямых затрат, подготовить соответствующие правовые акты Кировской области и создать базу для участия области в конкурсе Минсельхоза РФ. В первоочередном порядке следует отбирать животноводческие комплексы и фермы молочного направления.

Особое внимание хотелось бы уделить еще одной стратегической задаче – это государственная политика региональной власти по формированию действенных правовых инструментов, обеспечивающих благоприятные условия для развития малого предпринимательства как значимого и перспективного сектора экономики.

Правительством Кировской области разработан законопроект, предусматривающий введение с 1 января 2016-го года на территории области дополнительной дифференциации размера годового дохода в зависимости от места ведения предпринимательской деятельности с учетом численности проживающего населения. Т.е. чем меньше человек проживает в муниципальном образовании, тем ниже потенциально возможный к получению индивидуальными предпринимателями доход и тем дешевле будет стоимость патента.

Аналогичный подход применялся при введении на территории муниципальных образований Кировской области системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также в Законе Кировской области «Об упрощенной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей на основе патента на территории Кировской области», действовавшем в 2009-2012 годах.

Еще одним эффективным инструментом в данном направлении мы определили возможность введения с 2016 года системы налоговой поддержки для субъектов малого предпринимательства за счет установления на территории региона «налоговых каникул» для начинающих предпринимателей осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах.

В настоящее время подготовлен соответствующий законопроект, предусматривающий установление на территории Кировской области налоговой ставки в размере 0 процентов для индивидуальных предпринимателей. В проекте закона определены конкретные виды предпринимательской деятельности, в отношении которых действуют «налоговые каникулы». Период действия «налоговых каникул» в Кировской области предлагается установить с 1 января 2016 года по 31 декабря 2020 года.

В связи с тем, что в Налоговый кодекс РФ подготовлены новые изменения (законопроект принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ в первом чтении), в соответствии с которыми предлагается распространить действие «налоговых каникул» на сферу бытовых услуг, работа над региональным законопроектом будет продолжена после утверждения изменений в Налоговый кодекс РФ. Законопроект планируется внести на рассмотрение Законодательного Собрания Кировской области в сентябре-октябре т.г.

Помимо налогового стимулирования инвестиционной и предпринимательской деятельности в приоритете Правительства области на среднесрочный период остается совершенствование регионального налогового законодательства в целях обеспечения конкурентоспособности региона по сравнению с налоговыми системами других субъектов Российской Федерации, а также повышение уровня налоговой культуры и социальной ответственности налогоплательщиков.

Имеющийся набор инструментов налогового стимулирования и стремление во взаимодействии с бизнесом находить эффективные возможности, обеспечивающие положительные результаты для обеих сторон, на наш взгляд будут способствовать росту экономического потенциала региона.

При этом, вводя меры налогового стимулирования мы рассчитываем на добросовестность налогоплательщиков и безусловное исполнение всех обязательств перед бюджетом.

Поддержка инвестиционной деятельности

Санкции в отношении России создают серьезные внешнеэкономические риски и не могут не сказаться на инвестиционной активности предприятий региона. За 2014 год в нашу экономику вложено инвестиций в размере почти 56,5 млрд. рублей, на 8% ниже, чем в прошлом году. В связи с этим необходимо сфокусироваться на приоритетных направлениях и не снижать достигнутых темпов роста в отраслях экономики, которые показывают положительную динамику.

Важными в своей деятельности по привлечению инвестиций мы считаем следующие направления. Во-первых, взаимодействие с Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов.

Напомню, что при поддержке Агентства в Кировской области внедрен Стандарт деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Кировской области. В рамках данной работы региональным институтом развития ОАО «Корпорация развития Кировской области» реализуется механизм сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна», отрабатываются каналы прямой связи инвесторов с руководством региона для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов и др.

В 2014 году при участии Агентства начата работа с муниципальными образованиями Кировской области по внедрению успешных практик, направленных на качественное развитие территорий и улучшение бизнес-среды на муниципальном уровне. В качестве «пилотного» муниципального образования от Кировской области выбран Оричевский район. На его примере мы оцениваем эффект от внедряемых практик на инвестиционный климат муниципального образования. В следующем 2016 году мы планируем внедрять данный опыт в каждом муниципальном образовании области. Прошу руководителей муниципальных образований уделить инициативе повышенное внимание и присоединиться к данной работе. Необходимо также изучить опыт регионов, в которых муниципальный Стандарт уже внедрен в каждом муниципальном образовании.

В целях оценки действий органов власти по улучшению инвестиционного климата с 2015 года на федеральном уровне принято решение о проведении во всех субъектах Российской Федерации Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, разработанного Агентством совместно с ведущими деловыми объединениями.

Наши работа положительно оценена предпринимательским сообществом, что отразилось в позиции региона в Национальном рейтинге 2015 года, результаты которого были озвучены Агентством в рамках Петербургского международного экономического форума. Кировская область заняла 25 место среди всех субъектов Российской Федерации, войдя по 2 группу «Регионы с комфортными условиями для бизнеса». Мы продемонстрировали хороший результат по ряду показателей, характеризующих направления работы дорожной карты. Особенно хочу отметить те из них, по которым положительные изменения были оценены бизнес-сообществом. Это снижение количества процедур при подключении к электросетям, улучшение оценки деятельности органов исполнительной власти при регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, рост доли численности работников малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения.

Все это стало результатом нашей системной работы, обозначенной в дорожной карте и нацеленной на реальную помощь бизнесу.

Рейтинг обозначил те проблемы, которые нам предстоит решить. Среди них: низкая доля дорог соответствующих нормативным требованиям, оценка деятельности органов исполнительной власти по лицензированию отдельных видов деятельности, а также оценка эффективности работы региональной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами. Мы понимаем, что часть из них решить в краткосрочной перспективе не удастся, но это не означает, что мы будем устраняться от их решения.

Сейчас мы детально анализируем результаты Рейтинга 2015 года и скорректируем дорожную карту. Задача, которая стоит перед нами на ближайшие три года – закрепиться в группе регионов с комфортными условиями ведения бизнеса, войдя в 10-ку лучших.

Заместителям председателя Правительства области и органам исполнительной власти области необходимо взять под особый контроль исполнение мероприятий Дорожной карты по улучшению значений показателей Кировской области в Национальном рейтинге. Ответственным за координацию этой работы назначен Кузнецов А.Б.

Результаты рейтинга еще раз нам указали на необходимость более критично рассматривать работу институтов развития, работающих в Кировской области. Мы должны уделить их работе повышенное внимание. Я говорю, в первую очередь, о деятельности ОАО «Корпорация развития Кировской области», как специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами – ее работу необходимо подтянуть до уровня требований АСИ. При этом не следует забывать, что ОАО «Корпорация развития Кировской области» является управляющей компанией в промышленных парках нашего региона, и ее действия по управлению парками также должны быть максимально эффективны.

Во-вторых, ОАО «Кировская региональная ипотечная корпорация» должна стать в ближайшей перспективе институтом развития, которому будут даны функции государственного застройщика, увеличивая его капитализацию за счет передачи земель, находящихся в областной собственности. Компания должна на порядок увеличить объемы строительства жилья экономкласса, решая задачи обеспечения жильем малоимущих групп населения не только в областном центре, но и по всей территории Кировской области. При этом большую часть прибыли ОАО «КРИК» мы как и прежде будем направлять на реализацию социальных проектов, таких как «Служебное жилье». Такой подход к распределению прибыли мы будем использовать по всем нашим институтам развития.

В-третьих, необходимо проанализировать и перенять опыт регионов-лидеров в области создания институтов развития, например Калужской области, подумать о необходимости создания аналогичных структур в сфере туризма, торговли, лесного хозяйства.

Особого внимания требует необходимость вовлечения в оборот более, чем 250 тысяч гектаров необрабатываемых земель. Для решения этого вопроса должно быть создано Агентство развития АПК Кировской области.

Поручаю заместителям председателя Правительства области и профильным министрам в двухмесячный срок дать предложения по реорганизации и повышению эффективности работы существующих институтов развития Кировской области, а также необходимости создания новых в указанных сферах.

При этом, не стоит забывать, что основа экономики Кировской области – это развитие промышленности, базовых ее отраслей, среднего и малого бизнеса. Несколько лет назад мы взяли курс на развитие промышленности в Кировской области, на привлечение инвестиций непосредственно в производство. Время показало, что мы выбрали правильную стратегию.

В зоне особого внимания находится работа по созданию инвестиционных площадок для привлечения инвесторов на территорию региона, в том числе создание промышленных парков, являющихся механизмом снятия инфраструктурных ограничений и административных барьеров для развития бизнеса.

В конце прошлого года мы изменили региональное законодательство, постаравшись создать эффективную систему управления парковыми законами. В настоящее на территории региона существуют и развиваются несколько промышленных парков со всеми элементами транспортной, инженерной и деловой инфраструктуры:

промышленный парк на территории г. Вятские Поляны,

индустриальный парк предприятий малого и среднего бизнеса на территории Юрьянского района Кировской области (парк «Слободино»),

индустриальный парк в сфере индустрии детских товаров «Игроград».

Корпорации развития Кировской области следует обеспечить полноценное функционирование всех парковых зон уже в будущем году.

В рамках программы развития моногородов на территории Кировской области осуществляется создание частных индустриальных парков (индустриальные парки в г. Луза, г. Белая Холуница и г. Кирс). Создание парковой зоны в г. Луза представляет собой комплексное решение проблем города с монопрофильной экономикой, и является основным направлением развития экономики Лузского городского поселения. В г. Луза на сегодняшний день подготовлено 5 инфраструктурных проектов, на площадке бывшего ООО «Лузский ЛПК» насчитывается 22 потенциальных резидента промпарка, в том числе «якорный» проект по глубокой переработке древесины.

Промышленный парк в г. Белая Холуница будет локализован на площадях, освобождаемых в результате концентрации производства ОАО «Белохолуницкий машиностроительный завод». На территории индустриального парка в г. Белая Холуница уже работают его 10 потенциальных резидентов. Мы планируем сохранить там 236 рабочих мест и запустить 4 новых проекта, среди них создание шахтных конвейеров, производство лущеного шпона.

Создание и эффективная работа частных индустриальных парков - главная задача в вопросе поддержки монопрофильных муниципальных образований и, прежде всего, моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением. На 2014 год перед Правительством области была поставлена задача по получению федерального софинансирования расходов Кировской области на строительство или реконструкцию объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов, как минимум на две из указанных монотерриторий.

В апреле текущего года Рабочей группой по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции утвержден перечень моногородов для дальнейшей поддержки некоммерческой организацией «Фонд развития моногородов». В перечень от Кировской области включены города Белая Холуница и Луза. Недавно мы подписали соответствующее соглашение о сотрудничестве с Фондом развития моногородов. Для реализации соглашения в регионе создана проектная команда, которая целенаправленно будет заниматься данным вопросом. Главная ближайшая задача - обеспечить федеральное финансирование расходов на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры по данным муниципалитетам.

Однако, следует признать, что работы по созданию парковых зон в полном объеме не завершены. Особенно много вопросов было по поводу промышленного парка в Вятских Полянах. Необходимо приложить все усилия со стороны органов власти области, органов местного самоуправления и бизнес-сообщества для завершения работ и началу полноценного функционирования всех парковых зон.

Мы продолжаем работу по формированию и развитию на территории региона инновационных кластеров, которая проводится в соответствии с подходами, определенными в Концепции кластерной политики Кировской области.

В настоящее время на территории области созданы и успешно развиваются 4 кластера – Геоинформационный кластер «ГЕОКИРОВ», Биофармацевтический кластер «Вятка-Биополис», Биотехнологический кластер Кировской области, Кластер по развитию промышленных биотехнологий. В целях кооперационного взаимодействия участников кластеров между собой в 2014 году создан Центр кластерного развития.

Инструмент в виде Центра уже показал свою эффективность, предприятия региона проявляют все большую заинтересованность в кластерном объединении для достижения синергетического эффекта от взаимовыгодной совместной деятельности. Так, например, недавно предприятия Кирово-Чепецкого района вышли с предложением о создании «Кластера предприятий по переработке полимерных отходов для промышленного использования». Мы готовы поддерживать данную инициативу и оказывать поддержку со стороны Правительства области.

Буквально несколько дней назад в Минэкономразвития РФ провели отбор регионов, представивших заявки на получение субсидии из федерального бюджета на реализацию программ поддержки территориальных кластеров. В результате конкурсного отбора наша заявка была одобрена и принято решение о выделении средств федерального бюджета на поддержку Центра кластерного развития Кировской области. Общий объем финансирования на организацию работ по обеспечению деятельности ЦКР на 2015 г. с учетом средств областного бюджета будет увеличен в полтора раза.

Грядущий 2016 год станет точкой отсчета совершенствования регулирования управления в сфере обращения с отходами. У субъектов РФ появляется целый комплекс полномочий, регулирующий отношения в сфере организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Вводится новая система экономических стимулов для развития индустрии переработки отходов. В связи с чем, в 2015 году Правительству Кировской области предстоит немалая работа в части разработки и принятия нормативно-правовых актов по данному направлению. Поручаю Заместителю Председателя Правительства Сергею Владимировичу Щерчкову держать эту работу на особом контроле. Прошу докладывать на заседаниях Правительства о проделанной работе ежеквартально.

Мы намерены и дальше способствовать консолидации усилий в инновационном векторе развития региональных компаний, учреждений науки и образования, а также поддерживать развитие кооперационных связей между ними, в том числе посредством образования кластеров.

Помимо поддержки, оказываемой предприятиям крупного производственного бизнеса, мы стремимся поддерживать инфраструктурные проекты, обеспечивающие потребности экономики и социальной сферы региона в электроэнергии, газе, транспорте и связи.

Правительством области ежегодно формируется План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Кировской области, включающий перечень объектов, строительство и реконструкция, которых призвана обеспечить уверенный, устойчивый и сбалансированный рост экономики региона в долгосрочном периоде.

Реализация комплекса мероприятий, способствующих стимулированию развития инвестиционной деятельности, открытость для бизнеса, гарантированность защиты инвестиций позволяет надеяться на появление в ближайшее время новых инвестиционных проектов, имеющих высокую бюджетную, социальную и экономическую эффективность.

Государственное имущество

Наша задача обеспечить эффективное управление государственным имуществом.

В соответствии требованиями Налогового кодекса РФ с 2016 года предстоит перейти на налогообложение объектов капитального строительства, принадлежащих юридическим лицам, на основе их кадастровой стоимости. Необходимо в текущем году разработать и принять проект закона Кировской области «О налоге на имущество организаций в Кировской области». В непосредственной реализации закона потребуется активное участие органов местного самоуправления.

В 2014 году удалось достичь положительных результатов в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Кировской области: почти в 2 раза возросли доходы областного бюджета от управления и распоряжения государственным имуществом, изменились подходы к приватизации   государственного имущества в сторону еще большей открытости и более широкого обсуждения объектов, предлагаемых к приватизации, удалось существенно увеличить доходы Кировской области от участия в уставных капиталах акционерных обществ, увеличилась бюджетная эффективность деятельности государственных унитарных предприятий.

Необходимо сохранить достигнутый уровень доходов областного бюджета от управления государственным имуществом; обеспечить эффективное и оптимальное размещение государственных организаций, максимально сократив бюджетные расходы на оплату аренды имущества, не допуская образования излишних площадей у государственных организаций.

Важную роль в деле управления государственным имуществом призван играть «Вятский губернский дом», который мы также рассматриваем как институт развития в этой сфере. Основная задача Вятского губернского дома – работа по реставрации фасадов исторических зданий, приведения их в вид, соответствующий периоду их постройки, и их дальнейшее эффективное использование.

газификация

Уровень газификации Кировской области природным газом остается значительно ниже среднероссийского и по состоянию на 1 января текущего года составляет всего 39%.

В текущем году за счет средств Газпрома запланировано строительство газопровода-отвода и газораспределительной станции в поселке Кумены, а также межпоселковых проводов в Зуевском, Куменском, Слободском и Сунском районах общей протяженностью более 120 км. Кроме этого, ведутся работы по подготовке к строительству газопровода-отвода и газораспределительной станции в г. Слободском.

Для решения вопроса подачи природного газа в юго-западные районы области и их дальнейшего социально-экономического развития необходимо проектирование и строительство газопровода-отвода от г. Йошкар-Ола до пгт Санчурск и г. Яранск и газопровода-отвода от газопровода Компрессорная Станция Вятская – г. Киров до пгт Лебяжье и г. Советск. Конкретные поручения по данному вопросу были даны А.Б.Миллером по итогам нашей встречи в рамках Петербургского экономического форума несколько дней назад.

Напомню, что в 2008 году в рамках федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» для снабжения природным газом завода по уничтожению химических боеприпасов в пос. Мирный Оричевского района Кировской области были построены газопровод-отвод пос. Кумёны – пос. Мирный и газораспределительная станция.

Согласно Генеральной схеме газоснабжения и газификации Кировской области от комплекса ГРС Мирный предусмотрено газоснабжение прилегающих к нему районов, в том числе Нижнеивкинской курортной зоны и крупного районного центра г. Котельнич.

Проектирование объектов «Газопровод-отвод и ГРС Нижнеивкино Кировской области» и «Газопровод межпоселковый от ГРС Мирный до г. Котельнич Кировской области» уже выполняется. А буквально вчера на совещании у Председателя Правительства Д.А.Медведева было дано поручение о передаче объектов от Минпромторга Газпрому.

Поручаю заместителю Председателя Правительства области Михееву Евгению Михайловичу держать решение данных вопросов на контроле.

дороги

В ближайшее десятилетие планируется увеличение объёмов строительства и реконструкции автодорог.

Мы видим и понимаем ориентиры в этой отрасли. Напомню, президент страны Владимир Путин поставил задачу удвоения темпов дорожного строительства. И наш регион, разумеется, не должен стоять в стороне. К концу 2019 года программы должны быть построены:

На дороге Киров – Кирово - Чепецк – Зуевка – Фаленки – граница Удмуртской Республики, участок Демаки – Николаево – граница Удмуртской Республики;

На дороге Кирово - Чепецк – Слободской участок Кирово - Чепецк – Каринторф);

На дороге Вятские Поляны – Сосновка, участок от Вятских Полян до мостового перехода через реку Вятка;

Дорога Шаваржаково – граница Республики Марий Эл;

Дорога Уржум – Буйское – граница Республики Марий Эл.

На дороге Киров – Котлас – Архангельск, участок Опарино – Альмеж. При строительстве этого участка возникли серьезные сложности в работе с подрядчиком, но объект должен быть сдан с минимальным сдвигом сроков.

В 2015 году из федерального бюджета бюджету Кировской области выделяются межбюджетные трансферты на реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства по решениям Правительства Российской Федерации в рамках подпрограммы «Дорожное хозяйство» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы». За счет этих средств в 2015 году должно быть начато строительство автодороги до границы Республика Удмуртия в Фаленском районе, а также строительство путепровода «Чистый пруды» - начала работ на этом объекте особенно важно для областного центра и очень многих его жителей.

Кроме того, поручаю активизировать работу по доработке проектно-сметной документации и началу строительства автодороги Йошкар-Ола-Уржум. Не снижается и важность строительства автомобильной дороги «Западный обход г. Кирова» и необходимо прорабатывать все возможные механизмы для реализации этого проекта.

Продолжается развитие авиасообщения. В текущем году из аэропорта «Победилово» открыты новые регулярные рейсы в Симферополь, которые осуществляются авиакомпанией «Уральские авиалинии», рейсы в Сочи авиакомпанией «Победа».

2 июня 2015 года состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Правительством Кировской области, ОАО «Аэропорт Победилово»
и ООО «Авиакомпания «Победа». Подписанное соглашение о сотрудничестве носит стратегический характер. С сентября текущего года аэропорт «Победилово» и авиакомпания «Победа» планируют приступить к выполнению рейсов Киров – Москва – Киров на воздушных судах Boeing 737.

Среди ключевых задач развития воздушного транспорта Кировской области является привлечение в аэропорт «Победилово» новых авиакомпаний и расширение маршрутной сети рейсов осуществляемых из аэропорта, включая организацию транзитных перевозок и развитие сети региональных маршрутов, открытие пограничного и таможенного постов в аэропорту «Победилово» для обеспечения возможности осуществления международных перевозок

Но важнейшей задачей дальнейшего развития аэропорта является привлечение стратегического инвестора. Этим путем идет сегодня большинство регионов России. Одна из основных проблем региональных аэропортов сегодня — отсутствие квалифицированных инвесторов и менеджмента, которым необходимо совершенно по-новому взглянуть на работу аэропорта. Это сложная задача. Мы начали решать ее в прошлом году. В следующем году необходимо завершить работу по привлечению инвестора для эффективного управления аэропортом. Поручаю это моим заместителям Р.А.Бересневу и С.В.Щерчкову.

Жилищно-коммунальное хозяйство

В 2014 году в Кировской области начала действовать региональная система капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Организация проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов направлена на приведение жилищного фонда Кировской области в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими безопасные и благоприятные условия для проживания граждан, улучшение технических характеристик и сохранности общего имущества многоквартирных домов.

В рамках проведения капитального ремонта в 2015 году запланирован ремонт общего имущества 1272 многоквартирных домов, расположенных на территории Кировской области, на общую сумму свыше 1 млрд. рублей, общая площадь многоквартирных домов составит 1,3 млн. кв. м. Проведение капитального ремонта должно быть проведено в предусмотренные программой сроки. Ремонты уже начались.

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ

В Кировская область продолжаются мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках закона №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". В апреле Фондом была утверждена заявка 2015 года. Объем финансирования заявки составил более 662 млн. рублей. За счет указанных средств запланировано до конца 2016 года переселение почти 1800 человек из 773 жилых помещений площадью 25,5 тыс. кв. метров, расположенных на территории 20 муниципальных образований области. Я не раз озвучивал показатели данной программы и подчеркивал, что в последние три года наш регион занимает высокие места в рейтинге Фонда ЖКХ, но сегодня я хотел бы остановиться на другом аспекте этой работы.

Департамент строительства и архитектуры проводит проверку и мониторинг ежемесячных отчетов муниципальных образований, идут выездные проверки. Основные замечания – неправильная оплата муниципальных контрактов (это влечет возврат средств Фонда ЖКХ и областного бюджета) и низкое качество строительных работ. Проблемы с качеством вновь построенного жилья для переселенцев, детей-сирот и по другим программам, выявленные в целом ряде муниципалитетов, требуют принятия жестких организационных мер. Я считаю, что пришло время решения вопроса о создании на базе Кировской региональной ипотечной корпорации системы централизованного оператора, который сможет контролировать качество строительства жилья по федеральным программам. Поручаю Кузнецову А.Б. проработать данное предложение и представить в месячный срок свое заключение о целесообразности внедрения такого подхода.

Понимаю, что требует решения острая проблема переселения из аварийных домов, которые по разным причинам не были признаны аварийными на 1 января 2012 года. Прошу Алексея Борисовича подготовить предложения по формированию областной программы, исходя из возможностей регионального бюджета.

В 2015 году продолжится реализация крупнейшего инфраструктурного проекта «Внеплощадочные системы водоснабжения г. Кирова», общий объем финансирования которого составляет около 4 миллиардов рублей. Необходимо завершить строительство объекта в следующем году.

Сельское хозяйство

За последние 3 года в области наметилась позитивная тенденция по увеличению посевных площадей. Это стало возможным в том числе, и в результате оказания государственной поддержки в виде погектарного субсидирования. В этом году к весенней посевной компании сельхозпредприятия получили данной поддержки на 20% больше, чем в прошлом году.

Отмечается положительная работа по развитию семеноводства. По площади высева яровых зерновых и зернобобовых культур элитными семенами область занимает 4-е место в Приволжском федеральном округе.

Хозяйствами региона ведется активная работа по техническому и технологическому переоснащению производства. В прошедшем году сельхозтоваропроизводителями приобретено более 600 единиц сельскохозяйственной техники и оборудования на сумму свыше 1 млрд. рублей

За счет привлеченных инвестиционных кредитов, собственных средств и грантовой поддержки ведется строительство, реконструкция и модернизация животноводческих комплексов и роботизированных ферм, пунктов первичной переработки продукции. Достигнута положительная динамика индекса физического объема инвестиций в основной капитал (рост к уровню 2013 года – 5,2%).   

В целях дальнейшего развития сельскохозяйственного производства и укрепления экономического состояния сельхозорганизаций продолжается реализация мероприятий по интеграционным процессам. Субсидии предоставляются эффективным сельхозорганизациям, которые присоединяют к себе «низкоэффективные». За период реализации программы укрепили экономическое состояние 9 слабых хозяйств. В ходе встреч и совещаний с руководителями аграрного сектора это направление признано крайне важным и востребованным.

Вместе с тем, серьезной проблемой на селе остается дефицит квалифицированных кадров. Для решения этого вопроса в регионе принята система нормативных правовых актов, направленных на стимулирование кадрового обеспечения отрасли. Организовано взаимодействие с образовательными учреждениями аграрного профиля в части организации производственной практики для студентов. Создаются условия для привлечения на работу в сельскохозяйственное производство молодых специалистов.

В качестве ключевых задач в сфере развития агропромышленного комплекса для Правительства области ставлю:

- обеспечение стабильной сырьевой базы для предприятий перерабатывающей промышленности,

- техническое и технологическое переоснащение отрасли,

- совершенствование генетического потенциала стада сельскохозяйственных животных, семеноводства сельскохозяйственных растений,

- повышение уровня рентабельности сельхозпредприятий путем совершенствования организации труда, использования достижений сельскохозяйственной науки и применения инновационных технологий.

ПОДДЕРЖКА КИРОВСКИХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Считаю важным активизировать работу по продвижению местных товаропроизводителей на рынки соседних регионов. Причём эта деятельность должна носить комплексный характер.

Мы заинтересованы в том, чтобы наши предприятия осваивали не только внутренние рынки, но и активно реализовали свою продукцию за пределами региона, осваивали новые рынки. Поэтому с 2016 года планируется субсидировать часть документально подтвержденных маркетинговых затрат местных товаропроизводителей пищевой продукции, осуществленных в 2015 году, и направленных на продвижение их товаров за пределами Кировской области.

Субсидии будут предоставляться хозяйствующим субъектам, отвечающим критериям финансовой прозрачности, налоговой дисциплины и будут определяться по каждому предприятию индивидуально.

Также будет продолжена работа и Центра поддержки экспорта, который организует участие кировских экспортеров в деловых миссиях и конгрессно-выставочных мероприятиях за рубежом, а также оказывает экспортно ориентированным предприятиям поддержку по принципу «одного окна»: информационно-аналитическую, консультационную, образовательную, рекламную.

Для поддержки наших предприятий и знакомства с новыми рынками мы провели Дни Кировской области в Пермском крае. В течение года мы проведем подобные дни еще в Нижегородской области и Республике Удмуртии. Прошу А.А.Вершинина разработать план аналогичных мероприятий в регионах, сотрудничество с которыми представляет для нас интерес.

В условиях, когда требуется активизировать процессы импортозамещения, мы понимаем, что сделать это без новых технологий, без нового высокопроизводительного оборудования практически невозможно. Поэтому принято решение о внедрении программы технической и технологической модернизации малых производственных компаний. Модернизация и техническое перевооружение способствуют повышению конкурентоспособности предприятий малого бизнеса, увеличению объемов продаж продукции и, как следствие, росту налоговых платежей.

Кроме того, в условиях фактичсекой приостановки кредитования коммерческими банками субъектов предпринимательской деятельности и существенного роста процентных ставок по кредитам возрастает роль программы льготного кредитования малого бизнеса. Сложность в доступе к инвестиционным ресурсам приводит к стагнации бизнеса, сокращению наемных работников и неуплате налогов. Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации стало решение об увеличении в 2015 году срока возврата льготных займов (с одного года до трех лет), выдаваемых Кировским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства, который в нынешних условиях становится важным институтом развития.

Наряду с базовыми отраслями экономики мы ищем новые подходы к развитию региона, возможности занять новые ниши в перспективных отраслях – «отраслях новой экономики». Для нашего региона в числе таких точек экономического роста мы видим развитие отрасли биотехнологий. Такие предприятия, как ООО «Нанолек», ООО «БиоХимЗавод», ООО «Восток» и ООО «Агровет», успешно реализуют инвестиционные проекты в приоритетных сферах биотехнологий и биофармацевтики.

В текущем году мы планируем проведение III Международного экономического форума «БиоКиров», зарекомендовавшего себя эффективной дискуссионной площадкой по вопросам развития рынка биоиндустрии. Участие в работе Форуме «БиоКиров» прошлого года Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева еще раз подтвердило значимость биотехнологического направления для развития экономики регионов и Российской Федерации в целом.

Имеющийся высокий научный и образовательный потенциал области в сфере биотехнологий позволяет с уверенностью считать, что развитие биотехнологического направления в Кировской области имеет серьезные перспективы. Мы надеемся, что данный технологический приоритет экономики станет импульсом для более динамичного развития региона.

Важным инфраструктурным проектом, находящимся на стыке экономики и социального развития является создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, а также на перевод государственных и муниципальных услуг на предоставление в электронном виде. Благодаря этому уже сейчас более 50% населения Кировской области имеют возможность получать государственные и муниципальные услуги по принципу «одного окна» в центрах «Мои документы» и около 30% предоставленных услуг оказаны в электроном виде. При этом на предоставление в электронном виде переведено более 60% услуг.

Мной перед министерством информационных технологий и связи ставится главная цель – это выравнивание уровня развития информационного общества в муниципальных образованиях Кировской области. Необходимо завершить создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг к концу 2015 года и обеспечить возможность получения услуг по принципу «одного окна» не менее 90% кировчан и жителей области. В каждом из таких центров должны оказываться услуги как гражданам, так и предпринимателям, что даст возможность уменьшить расходы на соответствующую деятельность, сократить сроки исполнения услуг и снизить коррупционные риски.

В каждом центре "Мои документы" должен быть создан и обеспечено постоянное наполнение учебного класса для лиц старшего возраста, проходящих обучение по программе "Волонтеры информационного общества". Благодаря совместным, скоординированным усилиям областных органов власти и органов местного самоуправления в его рамках навыки работы с компьютером получили уже более 55 тысяч жителей Кировской области старшего и среднего возраста. Мы должны дать возможность пройти курсы повышения компьютерной грамотности не менее 40 тысячам жителям области каждый год.

Исходя из сегодняшнего спроса на обучение, необходимо максимально использовать как государственные и муниципальные площадки, в частности, учреждения социальной сферы, дома культуры и библиотеки, помещения территориальных органов местного самоуправления, так и возможности частных предприятий. Решение данной задачи возможно только с активным участием органов местного самоуправления и бизнес-сообщества.

Необходимо продолжить широкую информационно-образовательную кампанию, направленную на популяризацию массового использования сети Интернет в повседневной жизни жителей Кировской области.

Уважаемые депутаты! Как Вы видите, я подробно остановился на том, что делалось и будет делаться в экономике региона. Теперь перейдём к социальной сфере. Какие бы трудности не испытывала экономика, важнейший приоритет деятельности Правительства Кировской области – это исполнение социальных обязательств.                 

Занятость

Первоочередные меры Правительства области должны быть связаны с прямой поддержкой рынка труда.

Несмотря на весь комплекс мер, реализуемых как в рамках плана мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности области, так и в рамках областной государственной программы содействия занятости населения, ситуация на региональном рынке труда требует постоянного контроля.

Необходимо продолжить реализацию мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда, в том числе в монопрофильных населённых пунктах области.

В качестве таких мер вижу:

организацию временных и общественных работ;

профессиональное обучение и дополнительное профессиональное безработных граждан, включая обучение в другой местности, а так же профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и безработных граждан, включая обучение в другой местности;

содействие самозанятости безработных граждан.

Социальная сфера

Одним из важнейших и по своему содержанию, и по своей идеологии для нас остается проект поддержки местных инициатив. За 5-летний период реализации Проекта по поддержке местных инициатив воплощено в жизнь почти 1300 инициатив граждан.

Сохраняется высокий интерес населения к данным проектам. Для участия в Проектах на 2015 год подано 636 заявок. В текущем году планируется реализовать 269 муниципальных проектов.

При планировании бюджета на 2016-й год поручаю предусмотреть не менее 300 миллионов рублей на реализацию данного проекта. Заместителю председателя правительства Дмитрию Александровичу Матвееву подготовить предложения по совершенствованию проекта поддержки местных инициатив и его развитию.

Государственные полномочия Кировской области в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан в 2014 году исполнялись в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.

Количество мер социальной поддержки, предоставляемых из бюджета области, ежегодно растет. В нашей области живет порядка девяти тысяч многодетных семей, из них 7,8 тысяч – малообеспеченные.

На уровне региона принимаются меры, направленные на улучшение демографической ситуации региона, в числе которых: региональный материнский (семейный) капитал, ежемесячная денежная выплата по уходу за третьим ребенком и последующими детьми, ежемесячная денежная компенсация многодетным семьям на приобретение продуктов питания местных товаропроизводителей («Продуктовая карта»), оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Мы фиксируем, что в области растет число родившихся третьими и последующими детьми - на 60% по сравнению с 2011-м годом.

В целях стимулирования муниципальных образований Кировской области к улучшению демографической ситуации были учреждены гранты и в 2014 году предоставлены 7 муниципальным образованиям области за наилучшие результаты в улучшении демографической ситуации. Также для повышения социального престижа семей с детьми и стимулирования рождаемости, формирования в обществе позитивного образа семьи, 29 августа 2014 года был объявлен Днем ребенка в Кировской области. В этом году и последующих такую традицию решено продолжать.

Уже давно назрела необходимость пересмотреть подход к предоставлению мер социальной поддержки, перейти от категориального метода социальной защиты населения к адресному, и оказывать поддержку именно тем, кто в ней реально нуждается, ориентируясь на первоочередную поддержку самого бедного населения.

Сегодня многодетные семьи, семьи, воспитывающие детей-инвалидов, другие льготные категории получают различные социальные выплаты федерального и регионального уровня. Но эти выплаты настолько малы, что на самом деле не позволяют оказать конкретной семье более или менее ощутимую помощь. То есть действующая система пособий не выполняет своего главного предназначения – выравнивания доходов семей с детьми.

В целях установления адресного подхода при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в текущем году уже приняты закон Кировской области «О мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» и закон «О ветеранах труда Кировской области».

В текущем году необходимо четкое исполнение норм принятых законов.

С целью повышения уровня доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов в 9 общеобразовательных организациях Кировской области, а также установлены специальные приспособления и оборудование для беспрепятственного доступа инвалидов с учетом их особых потребностей.

Считаю необходимым продолжить работу в данном направлении.

В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в сфере здравоохранения, направленной на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, увеличение продолжительности их жизни необходимо:

продолжить реализацию мероприятий по повышению рождаемости, снижению смертности, в том числе материнской и детской,

реализацию мероприятий по дополнительному лекарственному обеспечению граждан, страдающих отдельными заболеваниями системы кровообращения

обеспечение доступности и качества медицинской помощи, в том числе для сельского населения путем дальнейшей реализации мероприятий в рамках «Десантов здоровья», стоматологических десантов, выездов бригад-врачей-специалистов с использованием мобильных диагностических комплексов;

реализация мероприятий по диспансеризации определенных групп взрослого и детского населения;

максимальное расширение скрининговых исследований беременных женщин и новорожденных детей.

Еще одним проектом, направленным на повышение уровня жизни населения является проект лекарственного страхования. Он направлен, в первую очередь, на снижение смертности от болезней кровообращения. В рамках проекта областной бюджет субсидирует порядка 90 % от стоимости лекарств, которые прописаны пациенту лечащим врачом.

Проект реализуется в качестве «пилотного» на территории 11 муниципальных образований с общей численностью населения более 280 тыс.человек (282,6) или 21,4% от населения области.

В «пилотных территориях» подтверждается снижение более высокими темпами смертности от болезней системы кровообращения, что свидетельствует о высокой эффективности проводимых мероприятий. Поэтому проект необходимо расширять. Прошу Д.А.Матвеева дать соответствующие предложения в месячный срок.

Одной из приоритетных задач по формированию приверженности к здоровому образу жизни у населения области, является задача снижения алкоголизации населения, формирования здорового образа жизни у населения области.

С сентября 2012 года уже установлено ограничение времени розничной продажи алкогольной продукции, запрещена розничная продажа алкоголя в праздничные дни.

С мая 2013 года запрещены розничная продажа алкогольной продукции на предприятиях общественного питания, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов, а с февраля 2014 года ее вынос из предприятий общественного питания.

С ноября 2014 года установлен запрет розничной продажи алкоголя в местах проведения культурно-массовых, зрелищно развлекательных, спортивных, физкультурно-оздоровительных и иных массовых мероприятий во время их проведения.

С 1 января 2015 года запрещена продажа слабоалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических.

С 16 мая 2015 года запрещена розничная продажа алкогольной продукции в части предприятий общественного питания и торговых объектах.

Кроме того, запрещена розничная продажа пива и пивных напитков, сидра и медовухи, осуществляемая организациями и индивидуальными предпринимателями, в торговых объектах общей площадью менее 50 квадратных метров, расположенных в городских округах.

В целях предотвращения потребления населением спиртосодержащей продукции (в том числе парфюмерно-косметической) подготовлен законопроект о предоставлении возможности органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать ограничения времени, условий и мест розничной продажи отдельных видов спиртосодержащей продукции. С данной инициативой я выступал на совещании у Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева.

Работа по снижению алкоголизации населения будет продолжена и в дальнейшем. Поручаю министерству здравоохранения выработать соответствующие предложения.

Также считаю необходимым продолжить реализацию пилотного проекта по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта. Проект предусматривает предоставление социального пособия малоимущим семьям, имеющим среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения.

Социальное пособие можно использовать на развитие личного подсобного хозяйства. По состоянию на 01.01.2015 уже заключено несколько десятков социальных контрактов. Поручаю социальному блоку правительства подготовить информацию о первых итогах реализации проекта и предложения по его расширению.

Кроме того, продолжит свою реализацию как мера социальной поддержки проект «Продуктовая карта». Проект, как я уже говорил, должен быть расширен. Тем более, после того как он получил поддержку на федеральном уровне именно как прогрессивная мера оказания социальной помощи. Прошу представить предложения по расширению проекта. Это необходимо реализовать как с точки зрения географии использования, так и в плане возможности зачисления других социальных выплат на «продуктовую карту».

Серьезную роль в поддержке наших проектов по новому строительству в сфере культуры сыграл рабочий визит Министра культуры Российской Федерации Владимира Ростиславовича Мединского в Кировскую область в мае 2015 года. Он высоко оценил темпы строительства в г. Кирове уникального регионального центра космического просвещения – Детского Космического центра при областном музее К.Э. Циолковского, авиации и космонавтики. Несмотря на нормативный срок строительства 28 месяцев, ввод в эксплуатацию здания Детского космического центра в г. Кирове планируется в 2016 году.

2015 году будут проведены ремонты 4-х зданий муниципальных учреждений культуры Омутнинского, Советского, Оричевского и Юрьянского районов.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в 2015 году будет продолжаться строительство центров культурного развития в гг. Слободской, Кирово-Чепецк, Яранск, пгт Стрижи Оричевского района. Планируемый срок ввода в эксплуатацию объектов определен до конца 2015 года.

В сфере сохранения объектов культурного наследия начаты работы по сохранению объекта культурного наследия «Жилой дом - здание Художественного музея». В августе-сентябре 2014 года проведены предварительные работы, в результате которых подготовлено обоснование стоимости (сметный расчет) и перечень необходимых работ (техническое задание) для актуализации существующей проектной документации. В декабре заключен контракт на выполнение работ по актуализации существующей проектной документации. Проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия запланировано в 2015 году.

За последние несколько лет в Кировской области начали появляться частные музеи, выставочные галереи, например выставочный центр «На Спасской», а также получили развитие новые формы исторического просвещения, такие как проект «Пешком по Вятке». Это является еще одним доказательством тезиса Д.А. Медведева о том, что «…Поддержка культуры должна быть общим делом и государства, и общественных структур, и бизнеса, и отдельных людей…».

Инициатива создания частных культурных учреждений должна быть поддержана на региональном уровне. Например, посещение данных учреждений может быть включено в туристические маршруты нашего города.

Поручаю министерство культуры и министерство развития предпринимательства, торговли и внешних связей Кировской области в течении 2 месяцев разработать комплекс мер по поддержке частных учреждений культуры.

образование

Одним из главных стратегических направлений деятельности Правительства области является повышение доступности услуг в сфере дошкольного образования.

В 2014 году с целью ликвидации очередности в детские сады в муниципальные образования на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию направлено более 700 млн. рублей.

В 2014 году начали действовать законодательные нормы по государственной поддержке частных дошкольных образовательных организаций. Количество негосударственных образовательных организаций на территории области за год увеличилось в 2 раза. В результате количество детей, посещающих детские сады, увеличилось почти на 2 тысячи и составило около 68 тыс. человек.

Вместе с тем на фоне роста рождаемости и миграции населения в городскую местность очередность в детские сады сохраняется.

В 2015 году в сферу дошкольного образования будет направлено около 600 млн. рублей. Планируется построить 8 детских садов, из них четыре в областном центре в микрорайонах Долгушино, Ганино, Урванцево, Чистые пруды, завершить реконструкцию и капитальный ремонт 4 детских садов. В результате в детских садах будет создано более 2 тыс. дополнительных мест. Будет обеспечена 100% доступность образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Кроме того, в 2015 году необходимо продолжать работу по развитию альтернативных форм дошкольного образования.

С целью создания современных и безопасных условий обучения в прошедшем году построены новые школы в с. Тохтино Орловского района и в с. Синегорье Нагорского района. Введены в эксплуатацию после реконструкции здания КОГОАУ «Кировский экономико-правовой лицей» и комплекс зданий КОГОБУ «Просницкий лицей» Кирово-Чепецкого района.

С учетом задачи перехода к односменному обучению и созданию новых мест в общеобразовательных организациях необходимо в государственной программе Кировской области «Развитие образования» скорректировать мероприятия по строительству новых школ и пришкольных интернатов, а также проведению капитального ремонта и реконструкции имеющихся зданий и объектов общеобразовательных организаций.

На федеральном уровне отмечены лидирующие позиции области по качеству среднего общего образования. О высоком уровне подготовки учащихся свидетельствуют результаты единого государственного экзамена и успешные выступления школьников на всероссийских олимпиадах и иных конкурсных мероприятиях. Перед образованием области стоит задача сохранить достигнутые результаты.

В сфере профессионального образования дальнейшее развитие региональной системы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена должно идти в максимальном приближении содержания образования требованиям конкретных предприятий и организаций.

Необходимо продолжить развитие сети многофункциональных центров прикладных квалификаций, реализующих «короткие» программы профессионального обучения по профилям, соответствующим приоритетным направлениям экономики региона, начать внедрение элементов дуального обучения, обеспечивающего совмещение теоретической подготовки с практическим обучением.

Перспективным направлением в текущем году станет формирование областной системы независимой оценки качества профессионального образования.

Отдельно прошу обратить внимание на анализ эффективности программы Губернаторских стипендий. Александру Александровичу Галицких поручаю предоставить информацию о выпускниках этой программы и предложения по ее продолжению.

В настоящее время в области насчитывается 4724 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан проживает 80% детей, оставшихся без попечения родителей.

В целом наблюдается положительная динамика устройства детей-сирот в семьи по сравнению с вновь выявленными сиротами ежегодное сокращение общей численности детей-сирот.

Однако, в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними необходимо продолжить проведение мероприятий, направленных на обеспечение семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершенствование работы с кровной семьёй с целью сохранения в ней ребёнка.

За период 2013 – 2014 годов достигнуты положительные результаты по обеспечению лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями. По итогам 2013 года Кировская область является лидером среди субъектов Приволжского федерального округа по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот. По итогам 2014 года процент обеспеченности жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот от необходимого объёма составил 81% жилыми помещениями.

Работу по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями необходимо продолжать и в дальнейшем.

Развитие спорта

За прошедшие 6 лет в Кировской области построено немало спортивных объектов, осуществлен ремонт 44 объектов спорта с привлечением средств областного и муниципального бюджета, а также внебюджетных источников. И все это стало значительным шагом органов власти и предпринимательства Кировской области в популяризации здорового образа жизни в повышения уровня физической культуры и спорта среди населения области.

В 2014 году сфера физической культуры и спорта в Кировской области имело положительную тенденцию развития.

В прошедшем году завершено строительство:

- крытого тренировочного катка с искусственным льдом в г. Кирове;

- ФОК с лыжероллерной трассой в г. Омутнинске.

Для показательных выступлений ледолазов на Олимпийских играх в Сочи была создана специальная ледовая конструкция - сосулька.

В 2015 году перед Кировской областью стоят серьезные задачи по развитию физической культуры и спорта:

1. Необходимо завершить строительство лыжно-биатлонного комплекса в пос Перекоп и построить 2 физкультурно-оздоровительных комплекса в г. Нолинск и пгт Демьяново Подосиновского района, спортивную площадку в г. Зуевка.

2. Органам исполнительной власти области и администрации г. Кирова необходимо оказать содействие в строительстве легкоатлетического манежа со стадионом и бассейном в мкр Вересники г. Кирова. Договоренности с ОАО «Газпром» о строительстве были достигнуты в 2014-м году.

3.В целях внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) необходимо оснастить 3 места тестирования (стадион «Труд» в г. Слободской и 2 стадиона «Иско» и ВятОСДЮСШОР в г. Кирове).

Прошу министерство спорта активно отработать вопрос участия области в федеральных программах.

Начиная с 2015 года органы исполнительной власти области и органы местного самоуправления должны создать необходимые условия для сдачи норм ГТО, в том числе:

обеспечить необходимой материальной базой (строительство площадок на стадионах, школах и по месту жительства, предоставление объектов спорта);

осуществить организацию спортивных мероприятий;

привлечь к данному мероприятию предпринимательство и широкие слои населения Кировской области.

Уважаемые депутаты и приглашенные!

Я искренне убежден, что озвученные нами приоритеты и задачи в работе органов власти являются вполне выполнимыми. Их реализация в намеченные сроки позволит существенно улучшить качество жизни жителей Кировской области и обеспечит позитивную динамику социально-экономического развития региона. Но главное условие успеха – это наше желание трудиться, уметь действовать и побеждать.

Признателен вам, уважаемые депутаты, что многие инициативы исполнительной власти, бизнес-сообщества, общественных организаций нашли отклик в принятых вами решениях.

Рассчитываю на вашу поддержку и дальнейшую совместную работу.

Спасибо за внимание!



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru