Выступление Председателя Законодательного Собрания Кировской области А.М.Ивонина на заседании Ассоциации законодательных органов государственной власти субъектов РФ Приволжского федерального округа в Пензе 02 октября 2015 года

02.10.2015

Реализация основных направлений бюджетной политики в регионах Приволжского округа

(Кировская область)

Среди направлений бюджетной политики, сформулированных Министерством финансов России в отношении бюджетов субъектов РФ на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, можно отметить несколько основных.

Необходимым условием сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации является реализация региональными и местными органами власти комплекса мер по оптимизации расходных обязательств:

- это, в первую очередь, внедрение принципа нуждаемости при оказании социальной поддержки;

- а также активизация мер по стимулированию экономического развития.

Эти меры будут способствовать уменьшению дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Кроме того, необходимо провести оптимизацию расходов на содержание органов государственной власти субъектов Российской Федерации; исключить финансирование полномочий, не отнесенных к полномочиям субъектов Российской Федерации, а также дополнительных мер социальной поддержки федеральных льготников.

В условиях имеющихся рисков сбалансированности бюджетов необходимо направлять дополнительные доходы на снижение бюджетного дефицита, а не на увеличение расходных обязательств.

Остаются крайне приоритетными расходы региональных бюджетов на реализацию указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

Сокращению уровня долговой нагрузки в регионах может способствовать замещение коммерческих кредитов – бюджетными, с одновременным снижением платы за пользование ими.

Характерной чертой бюджетной политики Кировской области на современном этапе является повышение эффективности и результативности бюджетных расходов. В этом направлении необходимо повысить эффективность государственного управления, обеспечить выполнение расходных обязательств в полном объеме и решить приоритетные задачи социально-экономического развития области в условиях ограниченности ресурсов.

Для обеспечения системности таких преобразований разработаны:

Программа по повышению эффективности управления государственными финансами Кировской области до 2018 года;

план мероприятий по оздоровлению государственных финансов Кировской области;

план мероприятий по сокращению государственного долга Кировской области.

Исходя из текущей экономической ситуации и задач, озвученных Президентом и Правительством Российской Федерации, достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения задач Программы по следующим направлениям:

- обеспечение сбалансированности и устойчивости областного бюджета;

- приоритизация бюджетных расходов, связанных с реализацией Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012;

- повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг;

- повышение эффективности расходования бюджетных средств;

- оптимизация бюджетных расходов;

- усиление стимулирующей роли межбюджетных отношений;

- усиление роли финансового контроля в управлении бюджетным процессом.

Бюджетная политика области в сфере расходов направлена на безусловное исполнение действующих расходных обязательств, с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов.

Основные направления бюджетных расходов будут ориентированы на обеспечение мероприятий по исполнению Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012, так как в них обозначены основные направления развития страны на ближайшие годы.

В настоящее время большая часть расходов областного бюджета предусмотрена на реализацию 8 государственных программ Кировской области в области социальной сферы.

Проводится ежегодная оценка эффективности реализации государственных программ.

Проводится переход к адресному принципу оказания социальной помощи наиболее нуждающимся гражданам. Для этого в течение 2015 года внесены соответствующие изменения в законодательство Кировской области.

Также проводится инвентаризация установленных мер социальной поддержки граждан на предмет исключения дублирования финансирования областных и федеральных льгот.

Кроме того, проведена оптимизация расходов на содержание органов государственной власти.

В условиях острого дефицита финансовых ресурсов необходимо провести инвентаризацию объектов незавершенного строительства и готовящегося строительства объектов областной и муниципальной собственности. Результатом работы должен стать перечень приоритетных проектов строительства (реконструкции) объектов государственной собственности Кировской области и муниципальной собственности на долгосрочную перспективу.

В настоящее время существенное внимание необходимо уделять привлечению в область средств федерального бюджета на поддержку отраслей экономики.

Учитывая то, что практически все федеральные ресурсы предоставляются на условиях софинансирования, при принятии решений они должны быть детально просчитаны, а запрашиваемые ресурсы должны иметь реальные критерии потребности и эффективности от использования средств и при этом не должны создавать дополнительной нагрузки на областной бюджет.

С 2014 года в Кировской области проводится замещение коммерческих кредитов на кредиты из федерального бюджета, в результате чего снижаются расходы на обслуживание государственного долга в пределах 200 млн. руб. (государственный долг на 01.09. 2015 составляет 20,3 млрд.)

В Кировской области уже не первый год разрабатывается «Бюджет для граждан», который позволяет гражданам ознакомиться с основными целями, задачами и приоритетными направлениями бюджетной политики, расходами бюджета и результатами использования бюджетных ассигнований.

В настоящее время одновременно с подготовкой проекта областного бюджета на 2016 год, проводится разработка бюджетного прогноза сроком на 12 лет. Прогноз будет определять долгосрочную политику в сфере управления доходной и расходной частями областного бюджета, управления государственным долгом области.

При этом показатели бюджетного прогноза, прогноза социально-экономического развития области и Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года должны быть взаимоувязаны, в результате чего будут увязаны показатели стратегического и бюджетного планирования в долгосрочной и среднесрочной перспективе, повысится обоснованность принимаемых стратегических решений.

В настоящее время из областного бюджета предоставляется значительное количество субсидий местным бюджетам с минимальным уровнем софинансирования из местного бюджета в пределах 4,5 мрд. руб. в 2015 году.

Вследствие этого фактически складывается ситуация, при которой областной бюджет взял на себя финансирование выполнения полномочий органов местного самоуправления.

Поэтому первоочередной задачей на сегодняшний день является количественный и качественный пересмотр субсидий местным бюджетам в сторону сокращения их числа и при этом максимальное использование выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов). Расходы муниципальных образований должны быть в максимальной степени обеспечены собственными доходными источниками.

Все принимаемые решения должны быть просчитаны и финансово обеспечены.



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru